Какие есть нормы по установке общих счетчиков на воду?

Все законы о водосчетчиках, действующие в 2019 году

Устанавливать приборы учета на трубопроводы в большинстве случаев выгодно. Действующие законы о счётчиках на воду регламентируют порядок расчета при отсутствии водомеров и при их наличии. Сумма к оплате в первом случае может быть значительно выше, чем при расчете по счетчикам. В этой статье разберемся в действующих нормативных актах, нововведениях, обязательствах хозяина квартиры, санкциях и штрафах.

Законодательство

Нормативная база, касающаяся установки счётчиков на воду, а также их использования, поверки постоянно пополняется и изменяется.

Местные органы власти могут вносить изменения в существующие положения, издавать новые акты, которые дополняют или расширяют вопросы эксплуатации приборов учета воды.

Общий список основных актов выглядит следующим образом:

  1. Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 (-далее ФЗ № 102-ФЗ), в котором установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений.
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 (- далее ФЗ № 261-ФЗ), регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта. Помимо этого,он регулирует порядок установки и ввода в эксплуатацию счётчиков, в том числе по учёту воды.
  3. Федеральный закон№ 416-ФЗ от 07.12.2011, в котором прописаны все виды правоотношений, касающиеся системы водоснабжении в целом.
  4. Постановление Правительства РФ № 776 от 04.09.2013, в котором описаны вопросы, относящиеся к регулированию порядка учёта водного ресурса, а также сточных вод с использованием водомеров.
  5. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. В этом нормативном акте закреплён порядок расчёта оплаты за потреблённую услугу при отсутствии измерительного устройства.Акт закрепляетнормативы потребления.
  6. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (-далее ПП РФ № 354).В этом документе подробно расписано, как осуществляется расчет платы по прибору учета, а также описаны все иные ситуации, которые могут возникнуть в сфере потребления коммунальных ресурсов.
  7. Постановление Правительства РФ № 603 от 29.06.2016. Этим документом вносятся изменения в некоторые акты, регулирующие вопросы предоставления коммунальных услуг.

Кроме этих документов следует назвать ещё Приказ Минэнерго РФ № 178 от 16.04.2010, согласно которому всем потребителям предлагалось установить счетчики.

А вот уже Постановление Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 определило введение повышенных коэффициентов с 01.01.2015 для потребителей, у которых есть возможность установки измерительного устройства, но приборов нет.

Полный текст Постановления можно сказать здесь.

Обязательно ли ставить счетчики

Обязательность установки счётчиков закреплена в ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009. Одновременно со вступлением этого акта в силу были внесены изменения в КоАП РФ. В ст. 9.16 были добавлены штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов в части несоблюдения требований об установке измерительных приборов используемых энергоресурсов. Имеются в виду не рядовые хозяева жилья, а управляющие компании.

Пункт 1 ст. 13 в ФЗ № 261-ФЗ устанавливает, что все энергетические ресурсы, в том числе и вода, должны быть учтены с использованием специальных измерительных средств.

Пункт 2 этого же закона говорит о том, что оплату за энергоресурс следует производить, исходя из данных, полученных такими измерительными средствами.

Эти же самые заключения содержатся в главе VII Правил, утверждённых ПП РФ № 354. При этом нормами этого документа закреплён обязательный ввод приборов учёта в эксплуатацию и сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты установки прибора учёта. Данные требования относятся также и к водомерам, устанавливаемые на центральные сети водоснабжения.

Общие правила установки водомеров и их ввод в эксплуатацию выглядят следующим образом:

  1. Водомер, как и другой счётчик, необходимо ввести в эксплуатацию. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты его монтажа при помощи подачи заявки и следующих документов:
  • заявка должна содержать:
    • данные заявителя;
    • тип и место монтажа водомера;
    • данные организации, которая его установила;
    • фактические показания на дату монтажа;
    • дату следующей поверки счётчика;
  • паспорт водомера;
  • сведения о прохождении поверки. Это правило не относится к установке и вводу новых счётчиков.
  1. После ввода водомера в эксплуатацию расчет за потраченную воду, начиная со следующего месяца, будет осуществлять по его показаниям.

Факт невозможности установки приборов учёта должен быть зафиксирован соответствующим актом. Форма этого документа, а также порядок действий определяются Министерством строительства и ЖКХ РФ.

При этом если хозяин квартиры не поставит счетчик, штрафов не будет. Но платить за воду придется по нормативам (которые изначально завышены) с повышающим коэффициентом. То есть потребитель будет сильно переплачивать.

Что говорит закон о поверке и замене счётчиков

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал). По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.

То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.

Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.

Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.

Межповерочный интервал счетчиков воды следующий:

  1. Для холодной воды – 6 лет.
  2. Для горячей воды этот срок 4 года или 6 лет (зависит от конкретной модели).

Это обусловлено разным химическим составом воды, который влияет на износ оборудования.

Решать, надо ли менять счетчик или проводить его поверку, потребитель должен самостоятельно. По статистике только небольшое количество водомеров проходят обязательные испытания и по истечении срока межповерочного интервала соответствуют заявленным требованиям.

При этом сама процедура замены прибора учета в квартире проходит в более короткие сроки и сопровождается меньшими тратами.

Поэтому решить,нужно менять счётчики либо проводить их исследование, необходимо исходя из совокупности всех факторов.

Установка умных счётчиков c 2019 года

С июля 2019 года в РФ вводится практика установки интеллектуальных систем снятия и контроля показаний (законопроект №139989–7 Министерства строительства и ЖКХ). В качестве эксперимента уже несколько регионов РФ производят установку таких систем, контролирующих расход потреблённой электроэнергии. Все необходимые поправки в законы об электроэнергетике внесены.

Вопрос по разработке и установке аналогичных систем в сфере водоснабжения продолжается.

Мероприятия по установке умных приборов учёта проводятся силами коммунальной (ресурсоснабжающей) компании. То есть потребителю оплачивать и приобретать такой прибор учёта не нужно.

Изменения в закон о водосчётчиках в 2019 не вносились. Счётчик указанного типа передаёт информацию в центр сбора данных по закрытым протоколам связи. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных центра сбора данных. Внесение изменений в показания по указанному прибору, хранящиеся в центре учета, исключено.

Многие регионы уже утвердили нормативные акты, согласно которым умные приборы учета надлежит устанавливать:

  1. В новых многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию.
  2. В домах после проведения капитального ремонта.

Кроме этого, при проектировании и строительстве домов такие системы следует вносить в состав обязательного оборудования.

Штрафы и санкции за нарушения

Никакой ответственности за отсутствие прибора учёта воды в квартире действующее законодательство не содержит. То есть потребитель может не опасаться наложения на него каких-то штрафов.

Расчёт за потреблённую воду будет осуществляться по нормативам, установленным в регионе, с учётом повышающего коэффициента.

А вот если счетчик уже стоит, нельзя вмешиваться в его работу.

В этом случае будет составлен акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом размер платы за потреблённую воду в период неучтённого потребления будет большим по причине расчёта по формуле.

Установка счётчиков позволяет значительно сократить размер платы за потреблённую воду. Эта сфера регламентирована действующим законодательством.

Требования Норм касающиеся
счетчиков воды

Ниже собраны требования норм и правил касающиеся подбора, монтажа и эксплуатации счетчиков воды. Приведенный перечень нормативных требований не является исчерпывающим, и со временем будет расширяться. Выдержки взяты из нормативных документов регулирующих порядок проектирования, монтажа и эксплуатации инженерных систем жилых, общественных и административно бытовых зданий. В разделе не приведены требования норм и правил которые относятся к Счётчикам воды и Водомерам применяемым в промышленности и технологических установоках.

ДБН В.2.5-39 Тепловые сети

Пункт 12.19 — Глава 12 Конструкции трубопроводов

Грязевики в водяных тепловых сетях следует устанавливать:

  • на подающем трубопроводе при вводе в тепловой пункт, непосредственно после первой запорной арматуры;
  • не более одного на обратном трубопроводе перед регулирующими устройствами, насосами, водомерами и диафрагмами.

Перед механическими водомерами и пластинчатыми теплообменниками по току воды следует устанавливать сетчатые феромагнитные фильтры.

Грязевики в узлах установки секционирующей запорной арматуры не устанавливают.

Пункт 16.15 — Глава 16 Тепловые пункты

В тепловых пунктах не допускается устройство пусковых перемычек между подающим и обратным трубопроводами тепловой сети. Не допускается устройство обводных трубопроводов для насосов (кроме подпиточных), элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов учёта тепловых потоков и расхода воды.

Регуляторы перелива и конденсатоотводчики следует оборудовать обводными трубопроводами.

Правила технической эксплуатации тепловых установок и сетей

Пункт 6.3.77 — Раздел 6.3 Тепловые сети — Глава 6 Распределение и преобразование тепловой энергии

Заполнение и подпитка тепловых сетей, систем теплоснабжения осуществляется деаэрированой, химически очищенной водой.

Качество воды в тепловой сети и воды для подпитки должно соответствовать требованиям пункта 6.8.

Подпитка должна быть автоматизирована, а для контроля на подпиточном трубопроводе устанавливают расходомер-регистратор или счётчик воды. Подпитку водой систем отопления и вентиляции, подключённых по независимой схеме, следует осуществлять из обратного трубопровода тепловой сети. Расширительный бак оборудуют системой автоматизированного контроля уровня воды со звуковой и световой сигнализацией в тепловом пункте.

СНиП 2.04.01 Внутренний водопровод и канализация зданий

Пункт 11.1 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Учет количества и расхода воды следует предусматривать счетчиками холодной и горячей воды, устанавливаемыми на вводах в здания или на ответвлениях сетей.

При закрытой системе теплоснабжения счетчики для воды следует устанавливать только на системе холодного водоснабжения.

Примечание. Счетчики надлежит устанавливать на ответвлениях водопровода холодной воды в магазины, стоповые, рестораны и т. п., встроенные в жилые, производственные, общественные здания и получающие воду от общего ввода при расчетном расходе ее свыше 0,1 м3/ч. При меньших расходах воды счетчики допускается не устанавливать.

Пункт 11.2 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Диаметр условного прохода счетчика воды следует выбирать исходя из среднечасового расхода воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный, принимаемый по табл. 4, и проверять согласно указаниям п. 11.3.

Пункт 11.3 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Счетчик с принятым диаметром условного прохода, надлежит проверять:

  • а) на пропуск максимального (расчетного) секундного расхода воды на хозяйственно-питьевые, производственные и другие нужды, при котором потери напора в крыльчатых счетчиках холодной воды не должны превышать 2,5 м, турбинных — 1 м.
  • б) на пропуск максимального (расчетного) секундного расхода воды с учетом подачи расчетного расхода воды на внутреннее пожаротушение, при этом потери напора в счетчике не должны превышать 10 м.

Пункт 11.5 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Счетчики на вводах холодной (горячей) воды надлежит устанавливать у наружной стены здания в удобном и легкодоступном помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °С.

В тепловых пунктах для учета потребления воды на нужды горячего водоснабжения счетчики холодной воды следует устанавливать на трубопроводах, подающих воду к водонагревателям.

При непосредственном разборе горячей воды из тепловой сети счетчики горячей воды необходимо устанавливать на подающем трубопроводе после смесительного узла и на общем циркуляционном трубопроводе.

Примечание. При невозможности размещения счетчиков в здании допускается устанавливать их вне здания а специальных колодцах.

Пункт 11.6 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

С каждой стороны счетчиков следует предусматривать прямые участки трубопроводов, длина которых определяется в соответствии с государственными стандартами на счетчики для воды (крыльчатые и турбинные) вентили или задвижки. Между счетчиком и вторым (по движению воды) вентилем или задвижкой следует устанавливать спускной кран.

Пункт 11.7 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Обводная линия у счетчика холодной воды обязательна при наличии одного ввода в здание, а также в случаях, когда счетчик не рассчитан на расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение. Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды. На обводной линии необходимо предусматривать установку задвижки, запломбированную в обычное время в закрытом положении.

Читайте также:  Можно ли правильно поменять в настенном котле насос на нестандартный?

Если счетчики не рассчитаны на максимальный расход воды на пожаротушение, на обводной линии следует предусматривать установку задвижек с электроприводом, открывающихся автоматически одновременно с пуском пожарных насосов от кнопок, установленных у пожарных кранов или других автоматических устройств.

Обводную линию у счетчика горячей воды предусматривать не следует.

Примечание. При отсутствии измерительных устройств на вводах расчет с потребителями за пользование водой следует производить по нормам, устанавливаемым исполкомами местных Советов народных депутатов с учетом местных условий.

Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2020 году?

Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты. Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении.

В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.

Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что вынудит население перейти на учет воды.

Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2020 году по закону

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2020 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2020 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2019 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2020 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.

С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.

Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.

Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно, для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей.

После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.

Когда устанавливать счетчики на воду в новостройке и кто должен это делать?

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах

Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.

Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены правила и сроки проверки счетчиков на воду. Они составляют:

  • для холодной воды – 6 лет,
  • для горячей воды – 4 года.

Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.

Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.

Результат поверки счетчиков необходимо предоставлять в управляющую компанию в обязательном порядке. Если срок пройдет, а документы не поступят, то она имеет полное право начислять плату за воду, исходя из нормативов, применяемых к квартирам, где не установлены приборы учета.

Как проверяются счетчики на воду

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.

Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?

Правила установки счетчиков воды в частном доме 2020 году

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.

Видео: Что нужно знать при установке счетчика на воду

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Законодательство о счетчиках на воду

Установка счётчика на холодное и горячее водоснабжение является требованием, обязательным для исполнения всеми потребителями энергоресурсов.

Согласно пятой статье (п.2) закона РФ с регистрационным № 261-ФЗ, который датирован 23.11.09 и действует в настоящее время в редакции от 29.12.14, положения, установленные настоящим законом для энергоресурсов, также распространяются на воду. При этом приводится уточнение: на воду потребляемую, передаваемую или подаваемую с использованием систем ЦВС (централизованного водоснабжения). Именно поэтому настоящий документ иногда именуется «закон об установке счётчиков на воду».

Требования нормативных и законодательных актов по установке счётчиков потребления воды

В рамках федеральной программы сбережения энергоресурсов Министерством Энергетики РФ 16.04.10 был издан приказ за № 178, согласно которому всем энергопотребителям предлагается в срок до 01.01.12. установить счётчики потребления энергоресурсов. Важным моментом является обязательство поставщика энергоресурсов, при невозможности для потребителя немедленной оплаты установки счётчиков, предоставлять ему отсрочку платежа за предоставление данной услуги на срок до 5 лет.

Статус обязательного для исполнения указанное требование приобретает после того, как в законную силу вступил 261-ый закон (см. выше). Одновременно со вступлением в силу указанного закона в Кодекс РФ (КоАП) был внесён ряд изменений, которые предусматривают наложение штрафа на лиц, не выполнивших указанные требования. В частности, лица, отвечающие за содержание жилых домов (многоквартирных) выплачивают штрафы в размере 5-10 тысяч (физические лица), 10 — 15 (индивидуальные предприниматели) и 20-30 тысяч (юридические лица).

Статьёй 13 261-го закона, который иногда упоминают, как закон о счётчиках на воду, регламентирован перечень мероприятий, предусматривающих использование приборов учёта. Согласно п.1 настоящей статьи энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с использованием специальных приборов. Указанное требование распространяется на системы централизованного водоснабжения. Пункт 2 устанавливает, что расчёты за потреблённую воду следует проводить с учётом результатов фиксации.

Закон устанавливает, что рассчитаться за потреблённую воду в том случае, когда приборов учёта нет либо когда они неисправны, можно, применяя расчётные способы определения водопотребления, установленные действующим законодательством (смотри постановление под № 306, датированное 23.05.06 в редакции от 17.12.14).

Пунктом 5.1. было установлено, что до 01.01.15 общие и индивидуальные счётчики водоснабжения (холодного и горячего) должны быть установлены и введены в эксплуатацию на соответствующих объектах, что подтверждает акт на установку счётчиков воды. Указанное требование введено 11.07.11 законом № 197-ФЗ.

Требования настоящего закона в полной мере касаются многоквартирных и частных домов, введённых в эксплуатацию после 01.01.12 (новых и прошедших любые виды ремонта).

Пунктом 9 установлено, что с 01.07.10, организации, ответственные за централизованное водоснабжение и водоотведение, обязаны выполнять работы по установке счётчиков, их обслуживанию и замене (при необходимости). За несвоевременное выполнение такой установки данные организации обязаны выплачивать конечному потребителю неустойку.

Пунктом 12 установлены сроки оборудования счётчиками тех или иных категорий объектов. Здесь же повторно подтверждается право потребителя, устанавливающего счётчик учёта водопотребления, на пятилетнюю рассрочку оплаты установки указанных приборов.

Нормативы оплаты водопотребления

Базовым документом, регламентирующим в настоящее время нормативы потребления горячей и холодной воды, является правительственное постановление от 23.05.06 № 306. Последние изменения в текст постановления были внесены 17.12.14. Важно учитывать, что в Крыму и Севастополе данное постановление вступит в силу только после 01.07.15.

Читайте также:  Сколько нужно трансформаторного масла для масляного выключателя?

Постановление было принято во исполнение положений ст.157 ЖК РФ. Первым пунктом настоящего документа установлено, что он определяет процедуру установки нормативов потребления горячего и холодного водоснабжения, а также требования к формированию последних. При этом учитываются требования постановления № 1380, датированного 17.12.14.

Согласно 7-му пункту 306-го постановления установлены следующие нормы:

Для водоснабжения холодного:

  • в помещениях жилых – на 1-го человека 1м3
  • на нужды общедомовые – 1м3 на каждый кв.метр площади, относящейся к общей;
  • вода для полива – 1м3 на 1м2;
  • в целях приготовления пищи и водоснабжения с/х животных – 1м3 на одну голову.

Для водоснабжения горячего:

  • в помещениях жилых – 1м3 на одного человека;
  • на нужды общедомовые – 1м3 на 1м2.
  • в помещениях жилых – 1м3 на каждого человека.

Пунктом 10 определено, что эти нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг, которые потребитель получает в жилых помещениях и которые идут на общедомовые нужды.

Тринадцатым пунктом определено, что такие нормативы вычисляются с использованием одного из двух методов: метода аналогов либо метода расчетного (приложение 1 к настоящему постановлению).

Согласно п.16 изменение указанных нормативов пересчитывается, если изменились технические или конструктивные параметры, касающиеся степени благоустройства жилища, при которых потребление воды возрастает больше, чем на пять процентов.

24 пунктом нормы расхода воды утверждаются с учётом требований правительства России, касающихся правил предоставления коммунальных услуг.

Требования к счётчикам воды прописаны в 35 статье. В статьях 36 -39 определено, когда и в какой последовательности снимаются показания счётчиков водоснабжения.

Изменения величины оплаты водопотребления

В соответствии с постановлением № 344, которое было принято российским правительством 16.04.13, определено, что с 01.01.15 вводятся повышающие коэффициенты, используемые применительно к нормативам коммунальным. В т.ч. и расходы на общедомовые нужды.

Повышение осуществляется только тогда, когда отсутствуют установленные счётчики водопотребления (ИПУ) или ОПУ (общедомовые). Согласно указанному постановлению п. 5 261-го закона был дополнен следующим разделом.

При наличии возможностей технически реализовать установку ИПУ или ОПУ величина нормативов потребления вычисляется с использованием повышающих коэффициентов:

  • 01.01.15 – 30.06.15 1,1;
  • 01.07.15 — 31.12.15 1,2;
  • 01.01.16 – 30.06.16 1,4;
  • 01.07.16 – 31.12.16 1,5:
  • начиная с января 2017 года, этот коэффициент составит 1,6.

Кроме того, что установка счётчиков водоснабжения является обязательным требованием, выполнение указанной процедуры выгодно конечному потребителю, так как позволяет оплачивать только фактически используемые объёмы воды.

Установка счётчиков на воду в 2019

С принятием закона №261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2009 году в Росси началась массовая установка счётчиков учёта потребления энергоресурсов. Согласно данному закону собственники квартир обязаны устанавливать подобные приборы у себя дома. Но, в данной процедуре есть свои нюансы. Чтобы с ними разобраться, необходимо ознакомиться с законодательной базой, регулирующей подобные вопросы. В этой статье будет рассмотрено порядок установки счётчиков, причина их установки и процедура проверки показателей.

Обязательно ли устанавливать счётчик на воду?

Ч.5. ст.13 Федерального Закона №261 говорит о том, что владельцы квартиры и домов, которые расположены в многоквартирных домах, обязаны установить счётчики на воду. Сделать это необходимо с соблюдением следующих сроков:

  • До 1.01.2019 – гражданам, которые проживают на территории Республики Крым и в городе Севастополь.
  • До 1.01.2012 – всем жителям Российской Федерации.

Нюанс состоит в том, что в индивидуальных домах должны быть установлены два счётчика: общий и индивидуальный. А вот в многоквартирных домах должен быть поставлен общий счётчик в указанные сроки.

Если говорить о гражданах, у которых квартиры расположены в МКД, то требований по поводу обязательной установки счётчиков для них пока не было. Но, они должны учитывать, что стоимость за использованную воду будет считаться для них на основе действующих тарифов потребления, которые указаны в Постановлении №354 от 06.05.2011.

Тарифы на потребление воды в квартирах без счётчиков

Согласно законодательству, регулирующему установку счётчиков в жилых домах, управляющие компании домов имеют право потребовать установку счётчиков воды у владельцев квартир. Если они откажутся это сделать, им придётся расплачиваться за использованную воду по коэффициенту 1,6 за потребляемую воду.

По сути, если в жилом помещении так и не установлено счётчика на воду, то его владельцы обязаны за неё платить в 1,6 раз больше стандартных тарифов.

Если речь идёт о приватизированном жилом помещении, то установка счётчиков в нём производиться за счёт граждан, которые проживают или зарегистрированы в нём.

Люди, которые проживают на съёмных квартирах, а их отношения с владельцем квартиры зафиксированы договором о социальном найме, тоже обязаны устанавливать счётчики на воду. Для этого им необходимо обратиться в муниципалитет.

Зачем устанавливать счётчики на воду?

Если рассмотреть вопрос об обязательной установке счётчиков на воду с точки зрения выгоды, то тут однозначного ответа нет. В целом можно выделить две категории граждан:

  • Люди, которым невыгодно устанавливать счётчики. Это касается тех граждан, у которых на жилой площади официально зарегистрировано меньше людей, нежели проживает по факту.
  • Люди, которым выгоднее установить счётчик. Норматив на тарифы на воду рассчитывается с учётом количества граждан, которые зарегистрированы на жилой площади. Если таких три зарегистрированных человека, а живет один – то счётчик для них станет выгодным вариантом.

Ввести правила об обязательной установке счётчиков решили из-за того, что организации, которые обеспечивают водоснабжение, стали недополучать большие суммы денежных средств.

Согласно Постановлению Правительства РФ №306 от 2006 коэффициент на тарифы за воду менялся и возрастал с каждым годом. И если в 2015 году он был равен показателю 1,1, то в 2019 году данный коэффициент достиг числа 1,5. То есть, граждане, у которых нет счётчика, переплачивают за воду больше чем наполовину.

Из-за этого вопрос о выгодности установки счётчиков на воду стал для большинства россиян решённым. Его могут установить как сами жильцы жилого помещения, так и представители водоканала или же сотрудники управляющей компании.

Кто платит за установку счётчика на воду в 2019?

Согласно Постановлению №354 установку счётчиков энергопотребления обязан оплатить собственник жилого помещения. Он должен приобрести соответствующий учётный прибор за свой счёт, а также оплатить его установку и услуги уполномоченного лица, которое будет проводить данную установку. Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона №416 коммунальные службы бесплатно должны предоставить такие услуги:

  • ввод в эксплуатацию;
  • опломбировка.

Это не касается ситуаций, в которых опломбировка и ввод в эксплуатацию делаются повторно.

Также владелец жилого помещения обязан оплачивать плановые проверки счётчика. Они проводятся раз в 4 года для прибора горячей воды и раз в 6 лет – для холодной.

Министерство Российской Федерации рассматривает законопроект о том, чтобы все расходы по поводу покупки и установки счётчиков энергоснабжения возложить на представителей коммунальных организаций, которые поставляют соответствующие ресурсы. В этом же законе рассматривается вопрос о переводе системы учёта в автоматический дистанционный формат с использованием GSM-канала.

Можно ли установить счётчик на воду бесплатно?

Есть случаи, в которых счётчик на воду можно установить бесплатно. Обратиться за подобной услугой в таком случае можно в следующие организации:

  • ЖЭУ, которая обслуживает жилой многоквартирный дом;
  • управляющая компания, которая подаст заявление в ЖЭУ;
  • районный водоканал;
  • организации, у которых есть лицензии для предоставления подобных услуг;

Бесплатно счётчики можно установить только в муниципальных домах или же для определенных категорий граждан. Согласно Постановлению Правительства Москвы №406-ПП право на бесплатную установку счётчиков имеют:

  • граждане, у которых есть субсидия на оплату коммунальных услуг;
  • лицам, которые получили свое жилье на основе договора купли-продажи.

Также, некоторые организации иногда проводят отдельные акции по бесплатной установке счётчиков.

Есть категории граждан, которые имеют право на полную или частичную компенсацию стоимости установки счётчика:

  • инвалиды 1-й и 2-й категории;
  • инвалиды войны;
  • ветераны труда;
  • семьи, в которых средний доход на одного человека ниже официального прожиточного минимума;
  • семьи, в которых воспитываются дети инвалиды;
  • иные категории, которые перечислены в нормативно-правовых актах.

Льготнику необходимо написать заявление на выплату компенсаций в соцзащиту. К такому заявлению необходимо предоставить пакет подтверждающих льготы документов. После этого, такой гражданин будет иметь право на полную или частичную оплату установки счётчика воды.

Вопрос о бесплатной установке счётчиков решается на уровне регионов, поэтому сложно точно определить категории граждан, которые могут получить его бесплатно.

Если гражданин РФ решил установить счётчик, ему необходимо написать заявление на его установку, которое рассматривается в течение 30 дней.

Когда этот срок закончится, организация, в которую было подано заявление, обязана заключить договор с заявителем и установить прибор.

Далее, необходимо обратиться в управляющую компанию дома с такими документами:

  • договор;
  • технический паспорт на водомер;
  • акт о вводе счётчика в эксплуатацию;
  • сертификат соответствия.

Стоимость счётчика

Счётчик воды – это прибор, который можно купить в специальных сантехнических магазинах.

Цены на счётчики очень разные. Они могут колебаться в границах от 600 до 3,5 тыс. руб. Самые дорогие экземпляры оснащены механическим приводом. Популярные производители счётчиков следующие:

Покупая счётчик необходимо обязательно проверить наличие документов, которые станут подтверждением соответствия характеристик прибора установленным нормам.

Период эксплуатации счётчика

Счётчик со временем изнашивается и его показатели становиться не совсем правильными и точными. Показатели могут быть как больше, так и меньше реальных, поэтому играть с неисправностью счётчика не стоит.

Проверку счётчика необходимо проводить согласно установленным правилам. Средний срок эксплуатации счётчика составляет около 12 лет.

Как опломбировать счётчик?

После того, как счётчик на воду был куплен и установлен, необходимо обратиться в коммунальные службы с такими документами:

  • Сертификат соответствия.
  • Копию паспорта на прибор.

Далее, необходимо определиться с датой ввода счётчика в эксплуатации и в этот день пустить сотрудника службы в квартиру, чтобы он:

  • Поставил пломбы.
  • Проверил характеристики устанавливаемого водомера.
  • Проверил факт превышения допустимой погрешности учёта.

С момента ввода счётчика в эксплуатацию начнётся учёт использованной воды.

Кто и когда может проводить проверку счётчиков?

Дата для проверки счётчика указана в технической документации на приборы учёта воды, портале Правительства, в Информационном блоке Единого платежного документа. Он расположен в верхней части документа.

Проводить проверку технического состояния приборов учёта использования воды имеют право исключительно представители специализированных аккредитованных организаций. Жилец квартиры имеет право потребовать у сотрудника подобной структуры документы, подтверждающие его должность и полномочия.

Когда счётчик устанавливать не нужно?

Есть категория зданий, в которых установка счётчика воды не является обязательным:

  • Дома с низким уровнем потребления электроэнергии.
  • Дома, которые признаны ветхими и определены под снос.
  • Дома, у которых очень плохие коммуникации.
  • Дома, в которых из-за нюансов с подводом воды установка счётчика невозможна.

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не переплачивать лишние средства за использование воды, лучше сразу заняться вопросом установки учётного прибора. Прежде чем его покупать стоит ознакомиться со всеми нюансами, чтобы знать, есть ли возможность получить финансовую компенсацию от государства за подобную процедуру.

Правила установки приборов учёта ХВС и ГВС (счётчиков) в квартире: нормативы, рекомендации, ограничения по установке

ВОПРОС:
Какие согласования, разрешения, документы и пр. необходимы для установки счетчиков?
Нужен ли проект, лицензия?

ОТВЕТ:
Первое, что нужно сделать для установки приборов учета — это обратиться с заявлением в свою управляющую организацию (или ТСЖ, ЖСК). Там Вам должны сказать порядок действий применительно к конкретному случаю.

Общий порядок установки приборов учёта изложен в Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление №354). С сентября 2013 г. в Правила в этой части внесены поправки, сделавшие механизм взаимодействия с управляющими организациями более удобным для потребителя (уведомительный порядок установки приборов учёта). Выдержку из Правил см. ниже.

Требования управляющей организации не должны противоречить закону и, в частности, вышеуказанным Правилам.

Так, например, требование проекта, лицензии — законом не предусмотрено. В техническом паспорте прибора учёта, как правило, излагается схема и условия его установки, которые и нужно принимать за руководство к действию. Вместе с тем, в законе нет и нормы о том, что проект, лицензия не нужны. Такая неурегулированность на руку недобросовестным субъектам, пытающимся построить свой бизнес на ограничении прав и свободы выбора потребителей.

Вопрос:
Здравствуйте!

Меня интересует такая тема. Существует ли норматив или рекомендации при установке счётчиков на ХВС и ГВС в квартире, т.е. ограничения по установке (расстояние от стены, от пола и т.д.). /Сергей, 11.03.2009 г./

Ответ:
Схема и условия установки прибора учёта указываются в техническом паспорте прибора учёта.

Некоторые требования содержатся также в СНиП 2.04.01-85*:

«11.5.* Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 °С.
11.6. С каждой стороны счетчиков следует предусматривать прямые участки трубопроводов, длина которых определяется в соответствии с государственными стандартами на счетчики для воды (крыльчатые и турбинные) вентили или задвижки. Между счетчиком и вторым (по движению воды) вентилем или задвижкой следует устанавливать спускной кран.»

Примечание редактора: СНиП 2.04.01-85* распространяется на всю систему водоснабжения и канализации зданий, а значит, как на общедомовые, так и на индивидуальные приборы учёта. Отдельный спускной кран в квартирах, как правило, не устанавливается. Зато крайне необходима и рекомендуется производителями установка фильтров перед счётчиками, о которых, кстати, в СНиП 2.04.01-85* нет ни слова.

Вопрос:
Я зарегистрирован как ИП. Код по ОКВЭД 45.33: 45.34. Прошу разъяснить конкретно на каком основании требуют лицензию на установку водосчётчика в квартире. /Николай Геннадьевич, 04.06.2009 г./

Можно обратиться в антимонопольный орган, если Вы согласны с тем, что требование лицензии незаконно. Потому как требовать лицензию тогда, когда она не положена — есть ограничение конкуренции, воспрепятствование доступу на рынок и т.д.

Вопрос:
Требуется составить проект установки счетчиков водоснабжения в квартире. /Николай Александрович, 22.07.2009 г./

Ответ:
В настоящее время проект (схема) установки водосчётчика указывается в его техпаспорте. Если он там есть, то составлять индивидуальный проект не требуется.

Порядок установки приборов учёта в соответствии с законодательством (выдержка):
(постановление №354, актуальность редакции проверена 18.07.2016 г.):

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица – фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица – наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 – 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте “б” настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте “а” настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте “б” настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом “б” или “в” настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Ссылка на основную публикацию
×
×