Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ

Параметры микроклимата в помещениях

Residential and public buildings. Microclimate parameters for indoor enclosures

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН ОАО “СантехНИИпроект”, ОАО “ЦНИИПромзданий”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС), (Протокол N 39 от 8 декабря 2011 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 30494-96

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2016)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге “Межгосударственные стандарты”

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.

Настоящий стандарт не распространяется на параметры микроклимата рабочей зоны производственных помещений.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 допустимые параметры микроклимата: Сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.

2.2 Качество воздуха

2.2.1 качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном воздействии на человека обеспечивается оптимальное или допустимое состояние организма человека.

2.2.2 оптимальное качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается комфортное (оптимальное) состояние организма человека.

2.2.3 допустимое качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека.

2.3 локальная асимметрия результирующей температуры: Разность результирующих температур в точке помещения, определенных шаровым термометром для двух противоположных направлений.

2.4 микроклимат помещения: Состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.

2.5 обслуживаемая зона помещения (зона обитания): Пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и стенам: на высоте 0,1 и 2,0 м над уровнем пола – для людей стоящих или двигающихся, на высоте 1,5 м над уровнем пола – для сидящих людей (но не ближе чем 1 м от потолка при потолочном отоплении), и на расстоянии 0,5 м от внутренних поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.

2.6 оптимальные параметры микроклимата: Сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

2.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.

2.8 радиационная температура помещения: Осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.

2.9 результирующая температура помещения: Комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения, определяемый по приложению А.

2.10 скорость движения воздуха: Осредненная по объему обслуживаемой зоны скорость движения воздуха.

2.11 температура шарового термометра: Температура в центре тонкостенной полой сферы, характеризующая совместное влияние температуры воздуха, радиационной температуры и скорости движения воздуха.

2.12 теплый период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С.

2.13 холодный период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже.

3 Классификация помещений

В настоящем стандарте принята следующая классификация помещений общественного и административного назначения:

– помещения 1-й категории: помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха;

– помещения 2-й категории: помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой;

– помещения 3а категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды;

– помещения 3б категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде;

– помещения 3в категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды;

– помещения 4-й категории: помещения для занятий подвижными видами спорта;

– помещения 5-й категории: помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.);

– помещения 6-й категории: помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые).

4 Параметры микроклимата

4.1 В помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать оптимальные или допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне.

4.2 Параметры, характеризующие микроклимат в жилых и общественных помещениях:

– температура воздуха;

– скорость движения воздуха;

– относительная влажность воздуха;

– результирующая температура помещения;

– локальная асимметрия результирующей температуры.

4.3 Требуемые параметры микроклимата: оптимальные, допустимые или их сочетания следует устанавливать в зависимости от назначения помещения и периода года с учетом требований соответствующих нормативных документов*.
_______________
* В Российской Федерации действуют [1] и [2]

4.4 Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий следует принимать для соответствующего периода года в пределах значений параметров, приведенных в таблицах 1-3:

Таблица 1 – Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий

Норма влажности воздуха в квартире по СанПиНу

дляНорма влажности воздуха закрепляется в ГОСТе 30494-96 «Здания жилые и общественные…». Если устанавливается отклонение от нормы в сторону повышения или понижения, это влечет за собой наступление негативных последствий.

Уровень влажности в квартире

Воздух, которым дышит гражданин на определенную часть состоит из водяного пара, уровень влажности отражает содержание данного элемента. Он бывает абсолютным и относительным.

Для уточнения первой разновидности нужно взять кубометр воздуха. Если в нем, к примеру, обнаружено 13 грамм воды, абсолютный показатель будет равняться 13 г/м3. Для поиска относительной величины нужно учитывать несколько аспектов.

Они заключаются в:

  • максимальном объеме воды в одном кубометре воздуха. На данном показателе сказывается температурный режим в помещении;
  • реальном количестве воды в кубометре.

Относительной влажностью выступает соотношение реального объема к предельному. К примеру, когда в помещении температура 24С, в 1 кубометр включается максимум 21,8 грамм воды. Если найти в нем 13 грамм жидкости, уровень равняется 60%.

Какая должна быть норма зависит от вида помещения, для которого устанавливаются данные значения. Усредненные показатели приведены в таблице:

Помещение

Влажность (в %)

Зона для работы

Усредненный показатель влажности в квартире составляет 45%. Норма в данном случае подразумевает относительный показатель, то есть указывается степень насыщенности воздуха влагой.

Обратите внимание: для измерения рассматриваемого показателя в помещении может быть использован домашний прибор для микроклимата, к примеру, станция базового значения MagicAir или бытовой гигрометр.

Норма влажности по временам года

Нормативы рассматриваемого показателя в доме установлены ГОСТом 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».

В соответствии с данным актом зимой уровень относительной влажности должен варьироваться от 30 до 45%. Летом это значение составляет от 30 до 60%.

Предельные показатели составляют:

  • в холодное время 60%;
  • в теплое – 65%.

Нормативы в жилом помещении устанавливаются в первую очередь для лиц, которые занимаются строительными работами. Во время возведения здания должны быть учтены указанные моменты.

Данное значение зимой ниже по сравнению с летним периодом, потому как в холода аналогичный показатель уличного воздуха сокращается при нагреве до комнатной температуры. Физиологами определен оптимальный уровень для человека, он составляет 40-60%, вне зависимости от времени года.

Норматив влажности для детской

Какая влажность необходима детям, на законодательном уровне не установлено. Однако для ребенка свойственно то, что организм плохо справляется с факторами вредного значения. Малыш способен быстро мерзнуть и перегреваться, простывать.

По указанным причинам в комнате нужно создавать такой микроклимат, который учитывает особенности организма. Нельзя, чтобы воздух в помещении был сухим, иначе пересыхают слизистые оболочки носоглотки, и ребенок теряет возможность противостоять инфекциям.

Нормой для детей считается 50-60%.

В этом случае нужно сделать акцент на температурный режим в помещении, он не должен превышать 24С, вне зависимости от времени года. В противном случае соблюдение нормы по влажности и повышенная температура приведут к тому, что организм малыша перегреется.

Нормативы влажности по СанПиНу

Согласно санитарным нормам в холодное время года оптимальный уровень температуры составляет 20-22С, при этом влажность 30-45%. Аналогичные показатели отражены в СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», в зимнее время и весенне-осенний период – оптимальный показатель 30-45%.

Эти же цифры приведены в СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования…». Нормальный уровень влажности в помещении, которое не оборудовано системой вентиляции, придерживается за счет производства проветриваний на постоянной основе.

Читайте также:  Вентиляция крыши из металлочерепицы: особенности устройства системы воздухообмена

Согласно «СНиП 23-01-99, в зависимости от данного показателя выделяют следующие режимы помещения:

  1. сухой (меньше 40%);
  2. нормальный (40-50%);
  3. влажный (50-60%);
  4. мокрый (свыше 60%).

ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», устанавливает, что в жилых помещениях не допускается установление показателя более 60%.

Нормативные акты также устанавливают требования к указанному значению для помещений подвалов и чердаков. В подвале, оборудованном системами коммуникации, влажность не должна превышать 75%.

Обратите внимание: для чердаков – 55%, в остальных помещениях многоквартирного дома, за исключением перечисленных – 50%.

Регулирование влажности

Зная допустимые показатели влажности, гражданин может самостоятельно корректировать их в сторону повышения или сокращения, если это требуется. Предусматривается несколько способов для увлажнения воздуха, оптимальным является приобретение увлажнителя.

Если в помещении слишком сухой воздух, то может потребоваться порядка 10 дней для того, чтобы привести его в норму.

Методы сокращения влажности:

  • проветривание квартиры. Сделать это можно без открывания окон и переохлаждения помещения, использовать нужно приточную вентиляцию, оснащенную функцией подогрева воздуха;
  • приобретение осушителей;
  • устранить протечки. Часто причиной повышенной влажности выступает протечка в водопроводной трубе, ее ликвидация поможет сократить рассматриваемый показатель;
  • использование кондиционера в режиме охлаждения;
  • установка вытяжки. Данное правило касается кухни.

Уровень влажности в ванной выше, так как там имеет место непосредственный контакт с водой.

Последствия несоблюдения норм влажности

Когда в помещении начинает работать система отопления, воздух становится сухим. Результатом является пересыхание слизистых оболочек горла и носа, кожи и волос.

Чрезмерная сухость в комнате приводит к:

  1. сокращению эластичности кожного покрова, ногтей и волос, что влечет за собой образование травм кожи, дерматита;
  2. высыханию растений;
  3. разрушению мебели. На предметах образуются трещины, они теряют цвет.

Переизбыток влаги также несет в себе опасность для гражданина. Проявляется это в том, что начинают размножаться грибки, вредные бактерии и плесень. Следствием выступает увеличение частоты заболеваний респираторного типа, к примеру астма, бронхит. Указанные условия также вредят мебели, технике и растениям.

Нормы влажности для обстановки в квартире

Использование предметов мебели и техники должно производится с учетом определенных показателей. Данные нормы устанавливаются изготовителями.

Предусматриваются следующие значения для:

  • мебели и антиквариата оптимальным является уровень 40-60%;
  • бытовой техники – 45-60%;
  • книг и бумажных изделий – 30-65%.

По отношению к растениям устанавливаются отдельные показания, которые находятся в зависимости от разновидности цветка. К примеру, для представителей тропиков нужно поддерживать влажность 80-95%, в остальном норматив составляет 40-70%.

Таким образом, норма влажности воздуха в квартире установлена ГОСТами и СанПиНами. Нарушение данных требований приводит к образованию у граждан заболеваний дыхательной системы, начинают разрушаться системы в доме.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура,
град. С
Длительность проветривания помещения,
мин.
в малые переменыв большие перемены
и между сменами
От +10 до +64 – 1025 – 35
От +5 до 03 – 720 – 30
От 0 до -52 – 515 – 25
От -5 до -101 – 310 – 15
Ниже -101 – 1,55 – 10

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20 град. С при их обычном остеклении и 19-21 град. С — при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских — 15-17 град. С;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18-20 град. С;
  • в кабинетах информатики — оптимальная 19-21 град. С, допустимая 18-22 град. С;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17 град. С;
  • в раздевалке спортивного зала — 19-23 град. С;
  • в кабинетах врачей — 21-23 град. С;
  • в рекреациях — 16-18 град. С;
  • в библиотеке — 17-21 град. С;
  • в вестибюле и гардеробе — 16-19 град. С.

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 град. С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40-60%.

2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

СниП и Гост

Параметры температуры и влажности воздуха в помещении:

В холодный период года в жилых комнатах оптимальная температура составляет 20-22 градуса, а оптимальная влажность 30-45 %.

Аналогичные цифры приведены в СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», Приложение 5 на правах обязательного, холодный (зима) и переходный (весна и осень) период – оптимальная влажность 30-45%.

Те же цифры приведены в СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещения».

Нормальная влажность в жилых помещениях определена в СанПиН 2.1.2.1002-00. «Требования к жилым зданиям и помещениям». Нормальная влажность в помещении, где нет принудительной системы вентиляции, поддерживается за счет регулярных проветриваний.

В соответствии со «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», по величине влажности различают следующие режимы помещения: сухой (меньше 40%), нормальный (40÷50%), влажный (50÷60%) или мокрый (свыше 60%).

Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в жилых помещениях не допускается влажность воздуха более 60% (оптимальная величина влажности – не более 45%).

Новые нормы СНиП 23-02-03 «ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА ЗДАНИЙ» определили расчетные параметры относительной влажности помещений для определения точки росы и требования к температуре на внутренней поверхности окон:

5.9 … Относительную влажность внутреннего воздуха для определения температуры точки росы в местах теплопроводных включений ограждающих конструкций, в углах и оконных откосах, а также зенитных фонарей, следует принимать:

  • для помещений жилых зданий, больничных учреждений, диспансеров, амбулаторно-поликлинических учреждений, родильных домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, общеобразовательных детских школ, детских садов, яслей, яслей-садов (комбинатов) и детских домов — 55 %, для помещений кухонь — 60 %, для ванных комнат — 65 %, для теплых подвалов и подполий с коммуникациями — 75 %;
  • для теплых чердаков жилых зданий — 55 %;
  • для помещений общественных зданий (кроме вышеуказанных) — 50 %.
Читайте также:  Вентиляция коттеджа: варианты организации системы воздухообмена + правила устройства

5.10… Температура внутренней поверхности конструктивных элементов остекления окон зданий (кроме производственных) должна быть не ниже плюс 3°C, а непрозрачных элементов окон — не ниже температуры точки росы при расчетной температуре наружного воздуха в холодный период года, для производственных зданий — не ниже нуля °C.

Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:

  1. СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания»
  2. СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»
  3. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»
  4. СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2010 Производственные здания»
  5. 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»
  6. СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»
  7. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
  8. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
  9. ГОСТ Р 52539-2006 Чистота воздуха в лечебных учреждениях. Общие требования
  10. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений
  11. СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях
  12. СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
  13. СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

Примечание

5.1 Параметры микроклимата при отоплении и вентиляции помещений (кроме помещений, для которых параметры микроклимата установлены другими нормативными документами) следует принимать, как правило, по ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005, СанПиН 2.1.2.2645 и СанПиН 2.2.4.548 для обеспечения параметров воздуха в пределах допустимых норм в обслуживаемой или рабочей зоне помещений (на постоянных и непостоянных рабочих местах)

5.3 Параметры микроклимата при кондиционировании помещений (кроме помещений, для которых параметры микроклимата установлены другими нормативными документами или заданием на проектирование) следует предусматривать для обеспечения параметров воздуха в пределах оптимальных норм: а) в обслуживаемой зоне жилых, общественных и административно-бытовых помещений — по ГОСТ 30494 (раздел 3) и СанПиН 2.1.2.2645; б) в рабочей зоне производственных помещений или отдельных их участков, а также на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением, — по ГОСТ 12.1.005 и СанПиН 2.2.4.548. Относительную влажность воздуха в кондиционируемых помещениях допускается не обеспечивать по заданию на проектирование. В местностях с расчетной температурой наружного воздуха в теплый период года (по параметрам Б) 30°С и более температуру воздуха в кондиционируемых помещениях следует принимать на 0,4°С выше указанной в ГОСТ 30494 и ГОСТ 12.1.005 на каждый градус превышения температуры наружного воздуха сверх температуры 30°С, увеличивая также соответственно скорость движения воздуха на 0,1 м/с на каждый градус превышения температуры наружного воздуха. При этом скорость движения воздуха в помещениях в указанных условиях должна быть не более 0,5 м/с. Один из параметров микроклимата допускается принимать в пределах допустимых норм вместо оптимальных при согласовании с органом санитарно-эпидемиологического надзора и по заданию на проектирование.

5.4 Качество воздуха в помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать согласно ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 необходимой величиной воздухообмена в помещениях. Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать оптимальные показатели качества воздуха. Для жилых и общественных зданий следует принимать, как правило, допустимые показатели качества воздуха. Оптимальные показатели воздуха для указанных зданий допускается принимать по заданию на проектирование.

5.5 Для производственных помещений с полностью автоматизированным технологическим оборудованием, функционирующим без присутствия людей (кроме дежурного персонала, находящегося в специальном помещении и выходящего в производственное помещение периодически для осмотра и наладки оборудования не более двух часов непрерывно), при отсутствии технологических требований к температурному режиму помещений температуру воздуха в рабочей зоне следует принимать: а) в холодный период года и переходные условия при отсутствии избытков теплоты — 10°С, а при наличии избытков теплоты — экономически целесообразную температуру; б) в теплый период года при отсутствии избытков теплоты — равную температуре наружного воздуха (параметры А), а при наличии избытков теплоты — на 4°С выше температуры наружного воздуха (параметры А), но не ниже 29°С, если при этом не потребуется подогрев наружного воздуха. В местах производства ремонтных (кроме аварийных) работ (продолжительностью 2 ч и более непрерывно) следует обеспечивать передвижными установками параметры воздуха: минимально допустимые в холодный период года согласно 5.1 б; максимально допустимые в теплый период года согласно 5.1 в и приложению А. Относительная влажность и скорость движения воздуха в производственных помещениях с полностью автоматизированным технологическим оборудованием при отсутствии специальных требований не нормируются.

5.6 В животноводческих, звероводческих и птицеводческих зданиях, сооружениях для выращивания растений, зданиях для хранения сельскохозяйственной продукции параметры микроклимата следует принимать в соответствии с нормами технологического и строительного проектирования этих зданий.

5.7 Максимальную скорость движения и температуру воздуха в струе приточного воздуха при входе в обслуживаемую или рабочую зону (на рабочих местах) помещения следует принимать с учетом допустимых отклонений их от нормируемых значений по приложениям Б и В.

Рекомендуемая влажность и температура для промышленных и складских помещений

В таблице ниже указаны оптимальные значения относительной влажности и температуры воздуха для различных видов производства или хранения.

Влажность и температура в школе

Что такое школа для ребёнка? Не только ГБОУ СОШ, говоря официальным языком аббревиатуры. Не только знания, не только общение со сверстниками. Это ещё и среда, в которой ребёнок вынужден проводить очень много времени, час за часом. И как хорошо, если эта среда комфортна и в психологическом смысле, и в климатическом.

Основные нормы микроклимата учебных помещений отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» . Требования к воздушно-тепловому режиму весьма строги. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры воздушной среды.

Никольская школа, 1971 год. Ученица 7 класса. Автор: Ковалевский А. Stasenko+ / Flickr (CC BY 2.0)

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять не менее 18 и не более 24 С .

Для детей разного возраста эти значения не отличаются. А вот в спортивном зале и мастерских температурные значения пониже: от 17 до 20 С. При этом в раздевалке спортивного зала и медицинском кабинете температура должна быть не менее 20 — 22 С, а в душевых — 25 С. Но не будет говорить о том, что малоосуществимо. Поднять на два градуса температуру в раздевалке — это уж какое-то ювелирное значение.

А знаете ли вы, что занятия физкультурой на улице допустимо проводить практически при любой температуре? Главное, чтобы не было весной и осенью дождя, а зимой — сильного (более 10 м/сек) ветра.

Чтобы контролировать температуру, в каждом помещении школы рекомендовано устанавливать комнатный термометр. Да и сами школьники зачастую реагируют на изменение температуры не хуже термометра — болезнями, недомоганиями, рассеянным вниманием.

Не стоит сбрасывать со счетов и влажность – чрезвычайно важный фактор для комфорта. В высокой влажности температура ощущается как более низкая, дети начинают зябнуть, отвлекаться. И для здоровья сильная влажность не очень-то полезна. Во влажном воздухе с лёгкостью размножаются грибковые организмы и микробы, провоцируя заболевания дыхательного аппарата и особенно лёгких. Излишней влажностью грешат старые здания и помещения с нарушенной вентиляцией. Но и излишне сухой воздух тоже вреден. В начале отопительного сезона многие школьники жалуются на головную боль, повышенную утомляемость и сухость глаз, а высушивание слизистых носа приводит к развитию хронического насморка.

Кроме норм температуры и влажности СанПиН даёт рекомендации относительно возраста, оптимального для начала обучения. Согласно гигиеническим нормам, лучше всего, если ребёнку уже исполнилось семь лет. Крайний случай — 6 лет и 6 месяцев. Если же ребёнок младше, то и условия его обучения должны быть другими. Скажем, минимальная температура в помещении не должна опускаться ниже 20 градусов. В то время как для школьников этот показатель — 18. Ilya Sokolov / Flickr (CC BY 2.0)

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%. Регуляция влажности производится традиционных способом: проветриванием. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные, (то есть – коридоры) – наоборот, пока идут уроки. Кроме того, до начала занятий и после их окончания рекомендуется проводить сквозное, полное проветривание здания, длительность которого определяется температурой воздуха на улице, эффективностью работы отопительной системы и банальным здравым смыслом.

А знаете ли вы, что общая площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола?

Проветривание признано устранить и ещё одну важную проблему: духоту. Как известно, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Многие классы оборудованы пластиковыми окнами не самого высокого качества, превращающими помещение, где проводят час за часом около 30 детей, в безвоздушный карман. А ведь повышенние концентрации углекислого газа негативно влияет на активность человека, его способность обрабатывать информацию, инициативу, принятие решений вплоть до полной дисфункции мыслительной деятельности.

В смысле обогащения воздуха кислородом также хороши растения — в иной школе прямо-таки соревнование идет, чей класс обильнее озеленен. Но тут есть ловушка: горшки с полезной флорой расставляют на подоконниках, и листья застят дневной свет, который тоже весьма важен для обучающихся. Рекомендуется размещать растения в простенках между окнами, чтобы они кислород давали, а света не отбирали. Поднимите руку, кто хоть раз видел такое размещение.

Читайте также:  Можно ли сверлить вентиляционный короб и вносить изменения в конструкцию вентиляционной шахты?

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Итак, что делать, если в классе слишком жарко или слишком холодно? Если температурный режим не соблюдается, родители вправе выступить с требованием об отмене или сокращении уроков до того времени, пока недостатки не будут устранены. Но следует помнить: просто прийти, бросить взгляд на термометр и установить, что температура на два градуса ниже нормы, недостаточно. Замеры температуры по правилам должны проводиться в течение как минимум трёх дней и в разное время суток, а при проверке выводить и учитывать средний показатель. С этими данными нужно обращаться к администрации, так как именно администрация школы несёт ответственность за создание благоприятных условий для обучения. Если попытки обратить внимание администрации школы не имеют успеха, имеет смысл обратиться в Роспотребнадзор. Можно позвонить туда или подать письменную жалобу — личную либо коллективную. Или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону. Некоторые вопросы регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда принимаются в аналогичных трёх видах.

Если и это не помогло – чиновники не хотят или не могут решить вопрос, то стоит задуматься об обращении в прокуратуру. Также помочь с решением серьёзной системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка. Наши дети заслуживают того, чтобы учиться в комфорте, разве не так?

Температура в офисе: нормы и правила, которые нужно знать работодателю

Редактор Hurma Blog

  • 9 мин
  • 1638
  • 5
  • 1
  • 0

«Какая температура должна быть в офисе?» – этот вопрос возникает у каждого сотрудника и HR-менеджера, особенно в пиковые температуры летнего или зимнего сезона. В сегодняшней статье мы поговорим про оптимальную температуру в офисе, рекомендуемые санитарные нормы в разных странах и ответственность работодателя за их несоблюдение.

Как регулируются санитарные нормы?

Микроклиматические показатели рабочих помещений характеризуются:

  • t° воздуха;
  • относительной влажностью воздуха;
  • скоростью движения воздуха;
  • t° поверхностей;
  • интенсивностью инфракрасного излучения.

Каждая страна имеет свой документ, регламентирующий нормативные величины показателей микроклимата в рабочей зоне. Рассмотрим законодательную базу Украины, России и Беларуси.

Украина

В нашей стране нормативным документом является ДСН 3.3.6.042-99 «Санітарні норми мікроклімату виробничих приміщень». Согласно ему, в рабочей зоне помещений предприятий / организаций / учреждений вне зависимости от формы собственности должны сохраняться определенные нормы показателей.

По ДСН 3.3.6.042-99, холодным периодом года считается время, когда среднесуточная температура воздуха не превышает +10°C. Теплый период года характеризуют температурой воздуха больше +10°C.

К категории Iа, легким физическим работам, относят те виды деятельности, при которых расход энергии составляет 105-140 Вт (90-120 ккал / ч). Они выполняются сидя и не требуют большого физического напряжения. К категории Iб относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой. Они сопровождаются некоторым физическим напряжением. Iб подразумевает расход 141-175 Вт (121-150 ккал / ч).

Работы средней тяжести определяются категориями IIа и IIб, соответственно, 176-232 Вт (151-200 ккал/ч) и 233-290 Вт (201-250 ккал / ч). Категория IIа включает те виды работ, где подразумевается ходьба и перемещение мелких предметов (до 1 кг) или предметов в положении сидя, которые требуют определенного физического напряжения. К IIб относятся виды работ, выполняемые стоя и связанные с ходьбой и перемещением предметов до 10 кг с умеренными усилиями.

Под III, тяжелой категорией, предполагают все виды деятельности, где затраты энергии составляют 291-349 Вт (251-300 ккал/ч). К этой категории относят работы выполняемые стоя, связанные с постоянным перемещением грузов более 10 кг и требующие значительных усилий.

Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений выглядят так:

Период годаКатегория работ по уровню энергозатрат, ВтТемпература воздуха, °СОтносительная влажность воздуха, %
ХолодныйЛегкая Iа22 — 2460 — 40
Легкая Iб21 — 2360 — 40
Средней тяжести IIа19 — 2160 — 40
Средней тяжести IIб17 — 1960 — 40
Тяжелая III16 — 1860 — 40
ТёплыйЛегкая Iа23 — 2560 — 40
Легкая Iб22 — 2460 — 40
Средней тяжести IIа21 — 2360 — 40
Средней тяжести IIб20 — 2260 — 40
Тяжелая III18 — 2060 — 40

Офисные сотрудники относятся к категории работников с низкой интенсивностью энергозатрат. Таким образом, температура воздуха в украинских офисах в зимний период не должна быть ниже 22°С, а необходимая влажность воздуха в помещении составлять от 60 до 40%. Показатели не должны выходить за границы нормы в течение всего рабочего дня.

Россия

В Российской Федерации требования к температуре и влажности воздуха офисного помещения также жестко регламентированы. Нормы и правила описаны в СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». Оптимальные величины показателей микроклимата так же, как и в Украине, зависят от категории работ:

Период годаКатегория работ по уровню энергозатрат, ВтТемпература воздуха, °СОтносительная влажность воздуха, %
ХолодныйIа (до 139)22 — 2460 — 40
Iб (140-174)21 — 2360 — 40
IIа (175-232)19 — 2160 — 40
IIб (233-290)17 — 1960 — 40
III (более 290)16 — 1860 — 40
ТёплыйIа (до 139)23 — 2560 — 40
Iб (140-174)22 — 2460 — 40
IIа (175-232)20 — 2260 — 40
IIб (233-290)19 — 2160 — 40
III (более 290)18 — 2060 — 40

В России оптимальная температура в офисе зимой должна составлять 22-24°С. Если в помещении холоднее или жарче допустимого, то находиться в нем можно не более 7 часов. Соответственно, при t° воздуха в 18°С – не более 6 часов и так далее. Если у сотрудников есть жалобы на микроклиматические условия, параметры измеряют и в холодный, и в теплый периоды года независимо от температуры наружного воздуха. В таком случае, измерения параметров проводят в начале, середине и в конце рабочего дня.

Беларусь

В Республике Беларусь действуют санитарные нормы и правила «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях». Оптимальные величины показателей микроклимата идентичны с российскими нормами, и нормальная температура для работы в офисе составляет 2224 °С. Отметим, что при обеспечении допустимых значений параметров микроклимата на рабочих местах перепад температуры воздуха не должен превышать 3 °С.

Если условия труда предполагают отклонение от оптимальных значений и допустимых норм температуры на рабочем месте, работники, как и в РФ, имеют законные основания на сокращение рабочего дня. Например, при температуре на рабочем месте около 13 °С допустимая продолжительность работы для офисных служащих — не более часа.

Рабочие часы по законуТемпература в офисе
не более 7 часов работы19 °С
не более 6 часов работы18 °С
не более 5 часов работы17 °С
не более 4 часов работы16 °С
не более 3 часов работы15 °С
не более 2 часов работы14 °С
не более 1 часа работы13 °С

Что имеет право сделать работник, если температурный режим выходит за рамки нормы?

1. Попросить использовать для обогрева / охлаждения дополнительную технику. Например, кондиционер или обогреватель.

2. Требовать сокращение рабочего дня в соответствии с нормами законодательства.

3. Обратиться с жалобой в соответствующие органы:

Какую ответственность несет работодатель за нарушение охраны труда?

Согласно законодательству, работодатель обязуется выполнять требования санитарных норм в отношении сотрудников. Сюда входит:

  • организация производственного процесса;
  • формирование рабочих мест;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • создание необходимых условий труда.

Зафиксированное нарушение температурного режима в офисе работодателем может повлечь за собой административную ответственность, а в отдельных случаях – уголовную.

В Украине этот процесс регулируется ст. 6 и 13 Закона об охране труда. За нарушение санитарных норм граждане получают административный штраф – от одного до двенадцати минимумов доходов, а должностные лица — от шести до двадцати пяти минимумов (необлагаемых налогом). На предприятии возможен временный запрет работы или ограничение на конкретную деятельность.

По трудовому законодательству России, санитарные нормы регулируются ст. 212 ТК РФ и ст. 209 ТК РФ. На предприятие может быть наложен админштраф от 10 000 до 20 000 рублей или введен запрет трудовой деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 6.3 Кодекса об Административных правонарушениях.

В Беларуси ответственность устанавливается статьей 9.17 Кодекса об административных правонарушениях. За несоблюдение трудового законодательства, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 10 до 50 базовых величин (минимальной зарплаты), юридическое лицо – до 300 базовых величин.

Что делать, если ваши сотрудники жалуются на некомфортную температуру в офисе?

В первую очередь – измерить температуру и влажность в помещении при помощи датчика. Если она выходит за пределы нормы, необходимо использовать дополнительную технику для обогрева /охлаждения помещения.

Часто бывает так, что температура в помещении вроде бы комфортна для работы, но отдельные сотрудники все равно ощущают снижение работоспособности. Задача HR-специалиста в этом случае – не вооружаться нормами и правилами, а войти в положение сотрудников, ведь у каждого человека свое тепловосприятие. Вы можете передвинуть рабочий стол тех, кто часто мерзнет, поближе к батарее или обогревателю. Такой жест ничего не стоит для HR, но будет высоко оценен работниками.

Ссылка на основную публикацию
×
×