Вентиляция смотровой ямы в гараже: специфика обустройства системы воздухообмена

Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема

Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.

В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена

Воздухообмен непосредственно в помещении гаража

Обязательным конструктивным элементом гаража является смотровая яма или подвал. Поэтому при строительстве и оборудовании объекта нужно продумать вентиляцию не только для надземной постройки, но и для пространства, которое будет углублено в землю.

И если вентиляцию самого гаража обустроить достаточно легко, то создать систему эффективной циркуляции воздуха для смотровой ямы или подвала будет сложнее. Для надземной постройки достаточно простой приточно-вытяжной системы воздухообмена естественного типа. Такая вентиляция монтируется с помощью вентиляционных труб, которые располагаются на разной высоте. Приточная линия размещается ниже, а вытяжная выше. За счёт разницы температур в помещении и на улице будет создаваться дисбаланс давления, который поспособствует движению воздушных масс. Дополнительными элементами для такой вентиляции будут решётки, дефлекторы и заглушки.

Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.

Для улучшения параметров микроклимата гаражного помещения естественную вентиляцию можно дополнить принудительной. Для этого необходимо смонтировать вентиляторы, которые позволят искусственно нагнетать воздух (подавать или выводить) в случае возникновения такой необходимости.

Вентиляция смотровой ямы и подвала: общая информация

Для создания эффективной системы проветривания не только надземного помещения, но и смотровой ямы с подвалом потребуется использовать более сложную систему. Здесь можно применить два принципа:

  • монтаж вентиляции для смотровой ямы и подвала, которая будет являться частью системы воздухообмена всего строения;
  • для углублённых в землю помещений будет монтироваться отдельная система, не связанная с общей вентиляцией (является более эффективной).

Что произойдет, если не обустроить систему проветривания на «низких» участках гаражной постройки:

  1. Коррозия днища автомобиля из-за скапливающейся влаги в смотровой яме и образующегося конденсата.
  2. Порча продуктов питания и других предметов.
  3. Образование грибка и плесени.
  4. Ускорение износа конструктивных элементов постройки.
  5. Скапливание токсичных газов в смотровой яме.

Задачи, которые решает вентиляция смотровой ямы в гараже:

  1. Обеспечение поступления свежего воздуха.
  2. Регулирование температурного режима.
  3. Выведение излишков влаги, предотвращение образования конденсата, плесени.
  4. Удаление испарений топлива, выхлопных газов.

Факторы, которые учитываются при планировании и расчёте вентиляции:

  • размерные характеристики постройки и помещений (площади, высота);
  • назначение помещений — стоянка автомобиля, ремонтные работы, хранение продуктов питания, оборудования;
  • временные характеристики — планируемая частота нахождения в гараже транспортного средства, людей, сложность и частота ремонтных работ.

Потоки воздуха в гараже

Устройство и схема вентиляции

Самый простой способ обустройства вентиляции гаража с ямой и подвалом — проделывание небольших отверстий в стене строения. Их обязательно нужно прикрыть решёткой для защиты от проникновения грызунов и других животных. Такая система практически не требует финансовых и временных затрат. При этом она малоэффективна, особенно это касается пространства, находящегося ниже уровня земли.

Стандартная приточно-вытяжная система для надземной постройки гаража не сможет обеспечить необходимых условий для ямы и погреба.

Самым эффективным способом является приточно-вытяжная вентиляция автономного типа, которая делается в дополнение к имеющемуся воздухообмену для надземной постройки.

Схема приточно-вытяжной вентиляции естественного типа для подвала или смотровой ямы гаража:

  1. Трубы притока и вытяжки должны располагаться в противоположных углах.
  2. Приточная труба должна заканчиваться на уровне 20—30 см от пола.
  3. Труба вытяжки размещается максимально близко к потолку (для смотровой ямы к крышке).
  4. Трубы рекомендуется устанавливать максимально горизонтально.
  5. Внешний конец трубы вытяжки должен возвышаться над верхней точкой кровли гаража на расстоянии не менее 50 см.
  6. Верхнее окончание трубы притока размещается на 5—15 см выше уровня земли. Зимой важно обеспечивать очистку приточного отверстия от снега. Увеличивать высоту не рекомендуется, так как это снижает мощность циркуляции.
  7. Для повышения эффективности циркуляции воздуха на трубы устанавливаются дефлекторы. В любом случае трубы нужно защитить от попадания осадков и грязи колпаком.
  8. Труба притока дополняется решёткой для защиты от насекомых, грызунов и других животных.
  9. На трубах в помещении можно предусмотреть заглушки, которые позволят ограничить или прекратить циркуляцию в случае необходимости.
  10. В местностях с холодной зимой трубы необходимо утеплить, чтобы предотвратить промерзание.

К сожалению, естественная система вентиляции имеет один минус — при выравнив

Схема вытяжки воздуха из гаража

Расчёт параметров системы воздухообмена

Согласно документам, регламентирующим систему вентиляции гаража (СНиП 41—01—2003) в такое строение стандартной площади —для одного автомобиля, со смотровой ямой или подвалом — должно поступать не меньше 180—200 кубических литров воздуха каждые 60 минут.

Для обустройства эффективной и полезной системы вентиляции необходимо выполнить точные расчёты нескольких ключевых параметров:

  1. Диаметр вентиляционных каналов (труб).
  2. Длина прокладки каналов.
  3. Способ прокладки каналов — наружный или внутренний.
  4. Необходимость утепления каналов и конструктивных элементов.
  5. Необходимая мощность вентиляторов (если система принудительная).

При простом определении диаметра труб используется следующее соотношение — на каждый квадратный метр площади помещения нужно 15 мм диаметра.

Монтаж вентиляции смотровой ямы

Перед началом обустройства системы воздухообмена выполняются подготовительные мероприятия:

  • разработка проекта и схемы с точной разметкой, размерными характеристиками;
  • расчёт количества необходимых материалов, закупка наименований в нужном количестве;
  • подготовка инструмента и помещений для проведения работ (освобождение от посторонних предметов рабочего пространства).

Материалы, необходимые для обустройства конструкции проветривания «углублённых» помещений гаража:

  1. Пластиковые трубы диаметром от 50 до 160 мм. Длина определяется исходя из высоты помещения и расстояния до точки выхода наружу.
  2. Фитинги — муфты, обводы, угольники, заглушка.
  3. Крепёжные материалы (хомуты, саморезы, дюбель-гвозди и др.).
  4. Решётка.
  5. Дефлектор.
  6. Заглушки или другие устройства для перекрытия труб.

Последовательность действий при монтаже вентиляции в яме или подвале:

  • В полу, стенах и потолке (в зависимости от запланированных мест на схеме) отмечаются места, где нужно сделать отверстия. С помощью перфоратора проделываются отверстия в этих точках. Важно аккуратно рассчитать размеры, чтобы отверстия позволяли протянуть через них трубы выбранного диаметра. В то же время отверстия не должны быть слишком большими, т. к. это затруднит их последующее аккуратное заделывание и увеличит расход материалов.
  • Последовательно прокладываются трубы приточной и вытяжной линий с их закреплением с помощью крепёжных материалов. Здесь важно соблюсти размерные параметры расположения труб, которые позволят создать нужную тягу.
  • После прокладки труб монтируются дополнительные элементы (решётки, дефлекторы).
  • Проверяется работоспособность системы.
  • Герметизируются стыки между трубами и стенами (потолком, полом). При необходимости открытые участки труб утепляются.

Если планируется монтаж вентилятора, стоит понимать, что принудительная система должна сохранять возможности естественной вентиляции.

Вентилятор — прибор, который может сломаться или отключиться при отсутствии электричества. В отключённом состоянии через него может проходить ограниченное количество воздуха.

В таком случае потребуется использовать естественное поступление. В связи с этим нужно прокладывать две линии проветривания параллельно или предусмотреть в месте установки вентилятора возможность прохождения воздуха (отверстие делается большего диаметра или разветвляется с помощью фитингов). Эта проблема не является критической, т. к. вентилятор можно просто демонтировать.

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками: 52 фото и полезные схемы

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.

Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:

  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.

Минусы:

  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

Как это работает

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

Плюсы:

  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.

Минусы:

  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.

Как это работает

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

Плюсы:

  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.

Минусы:

  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная

Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.

Как это работает

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

Плюсы:

  • недорого и просто

Минусы:

  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.

Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.

Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.

Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.

Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.

Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.

Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.

Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.

Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.

Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.

Читайте также:  Вентиляция овощной ямы в гараже: организация воздухообмена в гаражном овощехранилище

Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.

При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Заключение

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Естественная вентиляция в гараже своими руками с подвалом и без: Схема +Фото и Видео

Как сделать естественную вентиляцию в гараже. Если есть способы защитить ценное имущество в гараже за прочными стенами и воротами, но есть такой враг, который невидим, и может принести даже больше проблем.

Ответьте честно на один вопрос – как часто в своем гараже вы чувствовали запах плесени и сырости. Мало кто знает, но повышенный уровень влажности может сильно навредить не только вашему здоровью, но и машине.

Создание условий для естественной вентиляции в гараже – лучший выход из этой неприятной ситуации.

Зачем нужна вентиляция

100%-ная уверенность, а скорей даже заблуждение многих автолюбителей в том, что помещение гаража не нуждается в проветривании, легко опровергаема следующими негативными последствиями:

  • В гаражном помещении рождается токсичная среда, которая может негативно воздействовать на ваше здоровье. Если вентиляционная система в гараже отсутствует, то внутри будет атмосфера, которая вызывает вялость, мигрень, а в некоторых случаях даже интоксикацию. Даже вам будет казаться, что ничего этого нет, значит, концентрация токсинов не высока, но со временем показатель увеличится и даст о себе знать.
  • Разрушающее воздействие на детали авто оказывает сырость. Она может испортить и электронное оборудование. Помимо этого, переизбыток влаги наносит непоправимый урон не только машине, но и стенам, деревянным опорам и другим элементам конструкции (часто на них образовывается грибок).

Даже если оборудовать простейшую систему естественной вентиляции в гараже, вы сможете уберечь себя и имущество от негативных факторов. К слову, по СНиПу 21-02-99 любая постройка хозяйственного назначения должна иметь хотя бы минимальные коммуникации.

Обратите внимание, что вне зависимости от сложности конструкции вентиляции она должна быть и в холодном, и в отапливаемом гараже. Нормативы гласят, что снаружи воздух должен поступать в помещение не меньше 185-ти л 3 /час, при этом температурные данные в пристройке должны быть хотя бы около +6 градусов.

Если вас это заинтересовало, то в европейских требованиях вы найдете, что воздухообмен и его периодичность в гараже должна быть не меньше 7-10 раз/день. Отметим и то, что вентиляция, которая сможет обеспечить хороший воздухообмен и обдувать авто, должна быть установлена и в одноэтажной, и в двухэтажной постройке. Второй случай представляет собой объект с мастерской, которая находится, как правило, на втором этаже. Сюда еще можно отнести такие гаражи, которые оснащены смотровой ямой. Одним словом, все помещения, которые находятся в гараже, должны отлично проветриваться.

Кроме этого, обязательно нужна автономная вентиляция помещения погреба (если такой есть), так как он изолирован, а значит, воздушные массы в нем не циркулируют, как положено для устранения избыточной влажности и неприятного запаха.

Выбираем оптимальную систему вентиляции в гараж

Проектирование

В гараже вентиляционная система должна быть разработана вместе с начальным проектом, так как всевозможные функциональные отверстия на стенах и цоколе должны быть проделаны еще при возведении. Обязательно следует учесть количество этажей, авто, которые будут размещены, высоту здания. Также вам придется подобрать самый подходящий вариант обустройства системы вентиляции, а это зависит от возлагаемых функций.

Есть несколько видов вентиляционных систем, предлагаем на рассмотрение каждую из них:

  1. Естественная вентиляция. В гараже ее используют часто, а основа системы лежит в правилах аэродинамики, а также способности воздушных потоков перемещаться без принуждений.
  2. Механическая. Для ее установки используют специальные системы, которые создают приток и отток воздуха.
  3. Комбинированная. Это удачный вариант сочетания особенностей первых двух видов, так как естественный обмен воздуха работает вместе с механическим оборудованием, которое стимулирует перемещение воздуха.

Во всех этих случаях может быть использован как один, так и два канала, а для принудительного движения достаточно обычно и одного отверстия. Для создания этого отверстия используют металлическую или асбсестовую трубу. Диаметр труб подбирают по тому, сколько воздуха должно входить. По нормативам, хватит и 1,5 см/м 2 . Другими словами, если вы хотите оборудовать вентиляцию в гараже с площадью 10м 2 , вам потребуется два куска металлической трубы с поперечным сечением в 150 мм. Чтобы рассчитать размер отверстия можно взять за основу и другую формулу, по которой 1/3 площади должна быть равна всем отверстиям в вентиляции. Эту формулу обычно используют при расчете отверстий, которые нужно вмонтировать в одноканальную механическую систему.

Важно! Погреб, о котором мы уже говорили до этого, должен иметь отдельную систему вентиляции. Не забудьте уделить должное внимание и смотровой яме.

Что нужно для обустройства?

Если речь идет об инструментах и материале, то вам потребуются:

  • Решетки для труб.
  • Болгарка.
  • Перфоратор.
  • Герметик.
  • Трубы с нужным поперечным сечением.
  • Вентиляторы (если вы захотите систему принудительного типа).

Когда мы ознакомились с теорией и подготовили все нужное для работы, можно приступить к самому обустройству. Давайте рассмотрим все варианты по отдельности, чтобы вы смогли понять общую картину и сравнить все способы.

Способы и виды

Естественная вентиляция в гараже

Нет ничего сложного в том, чтобы оборудовать вентиляцию этого вида – даже при строительстве гаража нужно будет лишь сделать отверстия в стене. Благодаря нескольким отверстиям воздух будет заходить в гараж, а через другие выводиться из помещения. Регулировка процесса в этом случае происходит благодаря разнице в давлении и показателей температуры воздуха.

Отверстие, через которое воздух будет поступать извне, должно находиться на высоте 15-ти см от пола. Для подачи воздуха установите небольшую трубу, которая находится относительно земли на 40 см. В идеале расположение входа будет совпадать с местом частого и сильного ветра. В данном случае вентиляция будет в разы эффективнее. Но часто устроить такое является большой проблемой.

Если вам пришлось бурить уже уложенные кирпичи, воспользуйтесь перфоратором. Касательно оттока, он должен находиться высоко (в 15 см от потолка). Далее делаем вывод на улицу при помощи трубы с высотой не меньше 0,5 м.

Внимание! Чтобы заполнить пустоты, которые точно образуются между трубами и кирпичами, используйте герметик, который подойдет для работы с материалами любого происхождения. На входе установите сетку, которая будет защищать систему от грызунов и насекомых. Выход следует накрыть «грибком», который защитит гараж от попадания внутрь атмосферных осадков.

Зимой неутепленные трубы могут обмерзать, а внутри иногда даже образовывается иней. Именно по этой причине нужно качественное утепление, своевременная чистка и специальные задвижки – так ваша вентиляция всегда будет работоспособной, хотя и принесет много лишних хлопот.

Важно! Недостатком такого вида вентиляции является то, она зависит от погодных условий. Если лето и очень жарко, вентиляция перестанет работать до того, пока температура на улице не станет такой же, как в гараже.

Механическая вентиляция

Для обустройства этого вида вентиляции в гараже потребуются дополнительные затраты, но взамен вы получаете максимальную эффективность. Помимо этого, это лишь один доступный вариант для гаража подземного типа. И еще – вентиляция нужна для того, чтобы очистить помещение от запахов и газов.

Но что делать, если вам не повезло купить гараж в настолько загазованном районе, что даже внутри строения воздух лучше, чем на улице? На помощь вам придет вентиляция приточного вида, которая загоняет воздух через набор фильтров, и охлаждает/прогревает его (в зависимости от погодных условий).

Что относится к монтажу, то его производят не только за счет бурения отверстий под вентиляцию, но и с умом организовывают работу воздуховодов у потолка. Обычно трубные системы в гараже никак не маскируют, а по этой причине монтаж делают аккуратно, чтобы наличие систем не мешало никому при эксплуатации.

Можно прибегнуть к прогреву воздуха в автоматическом режиме, но это затратно и не каждому понравится. Обычно используют рекуператоры – устройства, которые направлены на нагревание воздушных масс, и которые отдают часть тепловой энергии при выходе. Есть и другой эффективный метод для нагрева – при использовании калорифера на воде. Это оптимально для гаражей, которые пристроили к дому и которые имеют систему отопления.

Комбинированный вид

Эта разновидность соединяет в себе свойства естественной вентиляции в гараже с механической. Она дает добиться желаемого результата, при этом практически без затрат. Принцип достаточно простой: один поток воздуха делаем естественным, а чтобы стимулировать другой, используете вентилятор.

Например, для оттока искусственного вида используют вентилятор вытяжного вида (он будет высасывать воздух для освобождения места для свежего воздуха). Здесь не играет роли тот факт, в каком месте будет вытяжка – вы сможете установить ее там, где вам удобно!

Вентиляторы бывают трех видов:

  • Накладной.
  • Канальный.
  • Крышный.

Отметим, что максимальное потребление электроэнергии не превышает 20 Вт у каждого из этих видов. Касаемо стоимости, она тоже невысока – от 600 до 2560 рублей. Эти небольшие затраты помогут вам достичь постоянной циркуляции воздушных масс вне зависимости от погоды.

Еще можно использовать гладкий прямой кусочек трубы, чтобы увеличить тяге. Место расположения вентилятора обязательно нуждается в утеплении. При запуске оборудованию все придется делать вручную. Иногда нужно подсоединение к переключателю освещения – так владелец точно не забудет выключить систему и точно убережет себя от непредвиденных расходов за электрическую энергию. Еще можно купить модель с таймером, которая будет какое-то время проветривать помещения после отъезда, после чего сама отключится.

Обратите внимание, что в роли естественных отверстий для притока могут быть использованы решетки из металла, которые устанавливают на нижнюю часть полотна ворот. Размеры решетки должны вдвое превышать размеры отверстия для вытяжки.

Вентиляция в гараже с подвалом – возможно ли это?

В этом случае вентиляционная системы даже важнее, так как при размещении в подвале она сможет защитить продукты от образования вредных веществ, которые 100% есть в любом транспортном средстве.

Естественная вентиляция в гараже и подвале

Здесь все совпадает с тем, что описано для гаражной вентиляции. Но очень важно, чтобы вентиляция гаража была отделена от погребной. Одну трубу нужно завести внутрь (она послужит в роли передатчика воздуха вниз) почти до самого пола. Вторую трубу следует установить по диагонали под потолок – она поможет вывести воздушные массы через крышу. Сверху она должна быть выше уровня крыши на 50 см. Чем сильнее выступает труба, тем больше тяга.

Совет! При установке заслонок на воздуховоды вы сможете перекрывать потоки воздуха для того, чтобы сохранить температуру воздуха в подвале на нужном вам уровне.

Механическая вентиляция в гараже и подвале

Как уже успели выяснить, здесь будет использована в дополнение система устройств принудительного проветривания, в роли которых могут быть:

  • Лампа по типу «Миньон».
  • Универсальный моноблок.
  • Вентилятор электрического типа.
  • Дефлектор.

Теперь ознакомимся с устройствами. Вентилятор мы рассматривали ранее, поэтому не будет на нем останавливаться. Касаемо моноблока можно сказать, что он выступает перед нами в роли нескольких устройств, которые заключен в единый блок (это могут быть те же вентиляторы, фильтры, калориферы и проч.) Это самый дорогой, но и самый эффективный способ для того, чтобы добиться хорошей вентиляции. Дефлектор устанавливают на конец выходной трубы. Он нужен для того, чтобы разрежать и усиливать тягу без использования электроэнергии.

Читайте также:  Как сделать вентиляцию на даче: тонкости и правила монтажа вентиляции дачного домика

И последнее – это лампа по типу «Миньон», которая нужна для того периода, когда погодные условия не могут дать нужную температурную разницу, из-за чего прекращается циркуляция воздуха. Такая лампа разогревает воздух, и заставляет его подниматься вверх и выходить наружу.

Особенности проветривания смотровой ямы

Чтобы обеспечить комфортные условия для работы, в смотровой яме оборудуют хорошее освещение, полочки для оборудования и вентиляцию. Выглядит это примерно так: при наличии вытяжки в помещении вы просто протягиваете трубы в яму. Если говорить о поперечном сечении воздухоотвода, то в вашем случае используйте трубу с диаметром 10 см. Труба, которая будет подавать воздух, должна быть обрезана почти у самого дна ямы, а вторую следует закрепить с противолежащей стороны, при этом отступить от края тоже 10 см.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, что вентиляция любой хозяйственной постройки (в том числе и гаража) является обязательной, и вам нужно только подобрать подходящую для вас схему. Если ваш гараж представляет собой пристройку к дому, то лучшим вариантом станет приточно-вытяжная вентиляционная система.

Мы описали для вас, как сделать естественную вентиляцию в гараже, но этот вариант популярен только из-за простоты изготовления и дешевизны, но в дальнейшем с ней будет достаточно много проблем. Если вы все же хотите сэкономить, рекомендуем вам модернизировать вытяжку с использованием вентилятора и дефлектора. В идеале по сложности и стоимости выходит система комбинированного типа.

Как самому сделать вентиляцию гаража

Сохранность вашего автомобиля, оборудования, инструментов и прочих ценностей в гараже – зависит исключительно от вашего внимания. Если вы обеспечите надлежащий микроклимат, то едва ли столкнетесь с таким малоприятным для любого автолюбителя явлением, как коррозия. Автомобильная коррозия возникает, как следствие, из-за отсутствия вентиляционной системы в гараже, либо же в случае её неудовлетворительной организации. Не стоит пугаться раньше времени. Создать правильный микроклимат в гаражном помещении – дело кропотливое, но вполне посильное. Достаточно изучить такой процесс, как вентиляция, и подобрать необходимые компоненты. Поэтому создать правильную вентиляцию в гараже своими руками под силу каждому заботливому автолюбителю.

Что же необходимо знать о вентиляционной системе, её видах, особенностях, слабых и сильных сторонах? Прежде всего, известно три типа вентиляционных систем:

  1. Естественная
  2. Механическая
  3. Комбинированная.

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Самым распространенным считается естественный способ организации вентиляции.

Схема простейшей вентиляции

Создаем естественную вентиляционную систему

Это — так называемое «типовое решение». Проверенная временем, естественная вентиляция самая простая, довольно эффективная, эргономичная система воздухообмена. Вам ни к чему обращаться за помощью к высококвалифицированным специалистам. Достаточно изучить все тонкости и правильно применить знания на практике.

Пример приточного канала

  1. Выполните приточные каналы. Разместите их (или его, в зависимости от размера и особенностей гаражного помещения) со стороны ворот как можно ниже к уровню пола. Воздушный поток будет струиться вдоль автомобиля, поднимаясь выше, и смешиваясь с «отработанным».
  2. Вытяжной канал, по которому отработанный воздух будет удаляться из помещения, должен находиться на противоположной стене, под самым потолком. Шлюз необходимо немного выставить над кровлей для нагнетания давления.
  3. Оснастите выходной шлюз специальным устройством – дефлектором. Данный агрегат за счет силы ветра будет усиливать тягу.

Это еще не все тонкости. Следует учесть и несколько вспомогательных моментов:

  1. Чем выше над кровлей будет находиться вытяжной шлюз – тем эффективнее будет происходить воздухообмен в гаражном помещении.
  2. Следует правильно определить разницу высоты между приточным и вытяжным каналами – старайтесь придерживаться 3-х метровой отметки.
  3. Закрывайте специальными решетками входной и выходной каналы. Благодаря этому, вы будете защищены от грызунов и попадания внутрь крупного мусора.
  4. В качестве воздуховодов используйте асбестовые или оцинкованные трубы. Их диаметр должен напрямую зависеть от размеров вашего гаража.

Решетка от грызунов

Естественная вентиляция далеко не безупречна. Как правило, вытяжной шлюз оснащают дополнительным оборудованием. За счет этого достигается более эффективный воздухообмен.

Добиваемся комбинированной вентиляции

Итак, вы правильно разместили приточный канал подачи воздуха. Теперь позаботьтесь о том, чтобы отработанные воздушные потоки не застаивались внутри гаража.

Для этого вам нужно оборудовать выходной шлюз специальным вытяжным устройством – канальным вентилятором. Он требует малого количества энергии и является довольно эффективным помощником для удаления лишнего воздуха.

Пример комбинированного воздухообмена

Преимущества комбинированной вентиляции

  1. Относительно недорогая система
  2. Удобство и простота организации
  3. Большая эффективность вытяжного шлюза (за счет использования канального вентилятора)
  4. Малое потребление электроэнергии.

Теперь мы с вами вплотную приблизились к более совершенному, эффективному, но и более дорогостоящему способу обеспечения эффективного воздухообмена в гараже.

Приборы для вентиляционного контроля

Механическая вентиляция

При помощи специальных приточно-вытяжных устройств мы создаем постоянный искусственный воздухообмен. Особенностью этого способа организации проветривания гаражного помещения является его абсолютная независимость от внешних погодных и климатических условий. Следует перечислить некоторые достоинства этого метода:

  1. Вентиляционная система берет на себя еще и отопительные функции
  2. Создание постоянного микроклимата внутри гаража
  3. Регулирование рабочих режимов вентиляционного оборудования
  4. Отличная фильтрация входного воздушного потока
  5. Механический воздухообмен является единственным возможным способом организации проветривания подземного гаража.

Виды механической вентиляционной системы

По своим типам, механическая вентиляция может существенно различаться. В настоящее время известно два вида организации механического воздухообмена:

  1. Модульный комплекс
  2. Моноблочный комплекс.

Модульная система предполагает размещение отдельных приточных и выводящих блоков, соединенных между собой комплексом специальных фиксирующих и контролирующих приборов-датчиков.

Приточный блок состоит из:

Вытяжной комплекс представляет собой мощный двухскоростной канальный вентилятор, который вытягивает разогретый калорифером воздух наружу.

Устройство модульного вентиляционного комплекса

Моноблочная система включает в себя один блок, совмещающий приточную и вытяжную функции. Если вы остановили свой выбор на моноблочном вентиляционном комплексе, постарайтесь оснастить свой гараж тем моноблоком, который содержит в своем устройстве пластинчатый рекуператор тепла. Тем самым вы сможете существенно сэкономить на потреблении электроэнергии.

Теперь, когда мы рассмотрели особенности различных типов вентиляционных систем, давайте подумаем над тем, как своими руками обеспечить должный микроклимат и смотровой яме.

Вентиляция смотровой ямы

Автолюбители знают, что за годы в смотровой яме скапливается огромное количество влаги и масляных пятен. Это происходит от того, что смотровая яма «выпадает» из общего вентиляционного комплекса. Следует уделить этому моменту отдельное внимание.

Осуществления естественного воздухообмена внутри ямы будет вполне достаточно. Установите в нижнем углу ямы приточную трубу (нет надобности подбирать каналы большого диаметра), и в противоположном верхнем – вытяжную. Этих несложных действий достаточно для того, чтобы обеспечить правильный микроклимат всей смотровой ямы.

Обеспечение правильного воздухообмена

Итак, каким целям должна служить сделанная вами вентиляция?

  1. Выведение наружу вредных испарений и неприятных запахов
  2. Поддержка рационального режима влажности воздуха
  3. Регулярный воздухообмен.

Ролик-урок от специалистов по монтажу системы

Для чего нужна вентиляция в яме гаража

Гаражное помещение, как и любое другое, требует тщательного ухода, обустройства, соблюдения микроклиматического баланса. Одна из главных составляющих в данном аспекте – качественное проветривание, способствующее нормализации параметров воздушной среды. Кроме непосредственно места содержания автомобиля, необходима вентиляция в яме гаража, которая включена в общий воздухообмен гаражного пространства.

Назначение ямы в гараже

Гаражное строение среднестатистического городского жителя часто оборудуется так называемой овощной ямой. Главное и единственное ее назначение – хранение сезонного урожая овощей, консервированных и других продуктов питания. Погреб внутри оборудуется стеллажами, полками, коробами для удобного хранения собранных овощных культур.

Внутри погребного помещения необходимо поддерживать определенную температуру, влажностный показатель, которые не должны выходить за пределы нормы. Это негативно скажется на сроке хранения овощей: при избытке влаги они сгниют раньше срока, при сильном холодном притоке – высохнут.

Вентиляция позволяет овощной яме выполнять ее основную функцию – хранение овощей от осени до весны.

Кроме того под гаражом часто размещается смотровая яма. Предназначена для ремонтных, технических работ, которые необходимо производить непосредственно под машиной.

Не смотря на малые размеры, смотровой отсек также нуждается в постоянном проветривании, просушивании, потому что внутрь часто могут попадать влага с автомобиля, скапливаться конденсат. Со временем это приведет к разрушению стен ямы, она станет непригодной.

Вентиляционные системы гаражного строения, овощной и смотровой ям могут быть как автономными, так и взаимодействовать в определенной степени.

Преимущества вентиляции

Правильно организованная вентиляционная система погреба и смотрового отсека влечет за собой положительные последствия:

  • нормализуется температурный фон. Для овощного хранилища это означает долгую сохранность продуктов питания, постоянный воздухообмен при сохранении необходимых показателей температуры, которая не опускается ниже ноля даже в сильные морозы;
  • в норме держится количество влаги в воздухе. Это отражается на всех отделениях гаража, а также на качестве содержания автомобиля. При взаимодействии с влагой, металлические поверхности гаража, инструментов, кузова автомобиля корродируют, приходят в негодность. Кроме того, овощи пропадают задолго до весны, постепенно разрушается конструкция смотровой ямы;
  • сухой воздух предотвращает появление плесени, грибка, которые опасны не только для овощных культур, но даже для бетонных, кирпичных элементов строения, смотрового отделения;
  • токсичные испарения технических жидкостей, лако-красочных материалов, жидкого топлива, машинного масла и т.д. благодаря налаженному воздухообмену не скапливаются внутри помещения, не попадают внутрь погреба, смотровой ямы. Ведь, достигая определенной концентрации, они способны нанести вред здоровью человека, легко воспламеняемы.

Виды вентилирования

Вентиляция в яме организовывается по тем же законам аэродинамики, что и во всех других случаях. В соответствии с этим она может быть естественной и механической (принудительной).

Наиболее часто используется естественный способ воздухообмена, так как он наиболее приемлем по соотношению цена-качество. Циркуляция происходит благодаря разнице в давлении холодного и теплого воздушных потоков, когда свежий приток вытесняет теплый отработанный воздух. Чем больше разница в давлении, тем сильнее тяга и соответственно циркуляция происходит интенсивнее.

В летнее время вентиляция погреба ухудшается из-за незначительной разницы температур внешнего и внутреннего воздуха. в данном случае следует предусмотреть систему с принудительным побуждением движения воздушных масс.

Для смотровой ямы в гараже устанавливается естественное вентилирование и этого достаточно для просушки небольшого отсека.

Принудительная вентсистема устанавливается реже. Предполагает использование механических средств побуждения. Размещаются небольшие вентиляторы (часто осевые) внутри вентиляционного проема перед вытяжной или приточной трубой. Для этого требуется подведение электрического питания. Могут оснащаться таймерами для самостоятельного включения, выключения.

Принудительной вентсистемой может оборудоваться овощное хранилище, если в этом есть необходимость. Смотровую яму нецелесообразно оснащать механическим вентилированием, если для этого нет причин.

Популярным способом проветривания является комбинированная система, при которой механикой оснащается вытяжка гаража или погреба, а приток при этом функционирует естественно. Вентилятор, вытягивая отработанный воздух, создает зону разреженного давления и свежий поток проникает внутрь помещения гораздо быстрее.

Правильная вентиляция в гараже

Обеспечивается двумя способами: естественным и комбинированным. Рассмотрим кратко, каким образом они организовываются непосредственно для гаражного помещения.

Естественное проветривание происходит по приточным и вытяжным каналам. Притоки могут размещаться:

  • внутри гаражных ворот внизу;
  • внизу стены по обе стороны от ворот;
  • через специально вмонтированный приточный канал внизу постройки.

Вытяжной поток удаляется при помощи:

  • вентиляционной трубы, размещенной под потолком;
  • вентиляционных проемов, расположенных вверху противоположной от входа стены.

Принудительное вентилирование чаще бывает вытяжным. Вентилятор устанавливается в вытяжном отверстии. Эффективный способ, который используется при недостаточной эффективности естественной циркуляции воздушных масс. Приточный вентилятор для гаража устанавливается реже, при существующей на то необходимости.

Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже

Воздушная среда гаражного помещения насыщается испарениями хранящихся жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения: выхлопные газы автомобиля, влага, выделения от сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает проблему — снижает уровень влажности и удаляет вредные пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Читайте также:  Как выбрать вытяжку над газовой плитой: какие критерии учитывать при выборе подходящей модели

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

Схема движения потоков в плане

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).

Ставить переточную трубу из смотрового приямка в овощной погреб не допускается, туда нужно подавать только свежий воздух

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.

Печной дымоход при открытом регуляторе тяги способен удалить достаточное количество воздуха

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.

Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:

  1. Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт 3.17 гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
  2. Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
  3. Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК 1.10.12.001-02. Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.

Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.

Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:

  1. Согласно МГСН 5.01-01 умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
  2. Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
  3. Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.

Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.

Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:

  • F – сечение канала в метрах квадратных;
  • L – объем притока (расход), м³/ч;
  • ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.

Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = 0.045 м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø150 мм.

Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает 0.053 кв. м., а ее живое сечение составляет всего 0.02 квадрата

Цифра 0.045 м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника 0.045 х 2 = 0.09 м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.

Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = 0.008 м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа вентиляции в гараже и проходе трубы сквозь перекрытие смотрите в видеосюжете:

Заключение

Примеры расположения приточных и отводящих вентканалов внутри помещения не являются аксиомой. Хорошенько продумайте вентиляцию своего гаража и поставьте трубы в удобных местах, чтобы свести к минимуму число поворотов. Важно соблюсти условие: приток направляется в нижнюю зону помещения, а вытяжка организуется из верхней.

Ссылка на основную публикацию
×
×