Температура и влажность в помещениях для детей: нормативные показатели и методы их нормализации

Норма влажности и температуры воздуха в квартире для ребёнка

Для нормального функционирования человеческого организма, в особенности детского, необходима комфортная атмосфера. Чтобы малыш рос здоровым и нормально себя чувствовал, следует соблюдать оптимальный температурный режим в помещении, где он проводит бо́льшую часть своего времени. Также родителям нужно знать норму влажности воздуха в квартире для ребёнка и стараться постоянно поддерживать этот показатель.

Сухой воздух в квартире влияет на грудничка крайне негативно и заставляет организм использовать дополнительные ресурсы. На уровень влажности в комнате оказывают влияние определённые факторы:

  • перемена времени года;
  • смена погодных условий;
  • стройматериалы, с помощью которых проводилась отделка помещений и фасада здания;
  • системы кондиционирования и отопления комнат.

Эти факторы могут понизить уровень влажности на 20—25%, что очень нежелательно для младенца.

Из-за повышенной температуры в помещении ребёнок теряет большое количество влаги из-за потоотделения, а необходимость увлажнения вдыхаемого кислорода способствует ещё большей потере остаточных ресурсов жидкости. Жаркое время года и сухость помещения чреваты для младенца следующими последствиями:

  • проблемами со сном;
  • повышенным газообразованием;
  • капризностью;
  • дисбактериозом;
  • заболеваниями мочеполовой системы.

Кроме этого, сухой воздух приводит к накоплению статического электричества. Это способствует тому, что пыль, частички шерсти и пыльца растений не оседают, а остаются витать в воздухе. Из-за этого они беспрепятственно могут проникнуть в дыхательные пути и навредить здоровью малыша.

Уровень влажности воздуха для ребёнка имеет первостепенное значение. Повышенные показатели этого параметра, как и пониженные, также могут спровоцировать многочисленные проблемы со здоровьем. Запотевшие окна — один из признаков нарушения микроклимата в комнате. В квартире возникает запах сырости, появляется плесень, которая начинает портить мебель. Слишком влажный воздух неблагоприятно действует на малыша и может нанести серьёзный вред неокрепшему организму:

  • спровоцировать появление аллергических реакций, которые в будущем могут перерасти в астму;
  • стать причиной возникновения диатеза;
  • повлечь за собой отит, бронхит;
  • способствовать снижению иммунитета;
  • вызвать развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Температура в помещениях родильного дома составляет не больше 22 °C. Большинство молодых мам полагает, что при таких показателях термометра младенец может замёрзнуть и заболеть. Педиатры совершенно несогласны с подобными предположениями и рекомендуют поддерживать в помещении, где растёт малыш, температуру в пределах 19—21 °C.

Несмотря на то что младенцы малоподвижны, скорость протекания метаболических процессов у них очень высока. Частый приём пищи провоцирует интенсивную работу желудочно-кишечного тракта и почек, грудное вскармливание заставляет энергично работать челюстной аппарат, что также требует потери большого количества энергии и выделения тепла. В связи с этим ребёнку становится жарко.

Для нормализации теплообмена в комнате необходимо создать благоприятные условия. В ней должно быть прохладно, а уровень влажности воздуха следует соблюдать в пределах 50—70%.

Микроклимат в помещении, где ребёнок проводит большую часть времени, предполагает поддержание защитных сил организма. По этой причине влажность и температура в комнате должны соответствовать установленным нормам.

Ещё до рождения малыша необходимо задуматься над покупкой термометра, увлажнителя и гигрометра. При помощи этих предметов создаются идеальные условия для жизнедеятельности младенца.

За влажностью воздуха в квартире для новорождённых можно следить с помощью специального прибора, который называется гигрометром. Если он показывает пониженный уровень, то самое время приобрести увлажнитель воздуха. Этот прибор бывает разных видов и размеров, нередко он оснащён разнообразными функциями (например, встроенным датчиком влажности и температуры, очистителем воздуха и т. д. ). Можно также воспользоваться другими способами улучшения микроклимата в комнате:

  • купить аквариум;
  • снизить температуру в отопительной системе;
  • развесить на батареях мокрые простыни;
  • регулярно проводить в комнате влажную уборку;
  • приобрести разнообразные комнатные растения.

Если гигрометр показывает высокую влажность в помещении, где находится ребёнок, то следует задуматься о её понижении. Рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  • увеличить количество батарей в помещении;
  • регулярно проветривать квартиру;
  • периодически пользоваться кондиционером;
  • обеспечить проникновение солнечных лучей;
  • воспользоваться вытяжкой в ванной комнате и на кухне.

Прохладный и влажный воздух — залог здорового сна и хорошего самочувствия младенца.

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский посетил большое количество младенцев в первые дни после выписки и отметил, что практически в каждом доме было душно и явно ощущалась нехватка кислорода.

Родители, как правило, боятся переохладить ребёнка и тщательно согревают помещение. Однако они забывают о том, что организм новорождённого легко способен перегреться, что гораздо опаснее. Врач считает, что младенца лучше переохладить, чем перегреть. Избежать перегрева можно, выполнив следующие рекомендации:

  1. 1. Младенец должен быть одет в минимальное количество одежды.
  2. 2. Необходимо обеспечить поступление достаточного количества жидкости в организм малыша.
  3. 3. Устраивать крохе частые ванны.

Не менее значительным фактором наряду с температурой воздуха, по мнению педиатра, является относительная влажность в помещении. Это связано с тем, что выдыхаемый воздух обладает 100% влажностью. Если вдыхаемый кислород окажется сухим, то организмом будет потрачено больше жидкости для его увлажнения. Потеря даже небольшого ее количества приводит к существенному нарушению работы всех органов и систем, так как ресурсы воды и солей у младенца очень незначительны.

Чем больше родители согревают комнату малыша, тем суше становится в ней воздух, и тем выше возникает вероятность появления разнообразных проблем со здоровьем ребёнка. К ним относятся:

  • сгущение крови;
  • диатез;
  • пересыхание слизистых оболочек;
  • засохшие корочки в носовых проходах.

Слизь, вырабатывающаяся в верхних дыхательных путях, активно борется с различными вирусами и бактериями, проникшими в человеческий организм. Под воздействием сухого воздуха она высыхает, и местный иммунитет ослабевает, что способствует беспрепятственному проникновению опасных микробов в организм. Поэтому так важно поддерживать оптимальную влажность в квартире для ребёнка.

Евгений Комаровский напоминает, что важнейшей задачей родителей является обеспечение и поддержание в помещении оптимальной влажности и температуры воздуха.

Влажность воздуха в квартире для ребенка: нормы по ГОСТ и последствия отступления от них, рекомендации педиатров

Микроклимат в помещении определяется параметрами воздуха. Температура и относительная влажность являются основными показателями комфортности для жизни и здорового развития ребенка.

Для детских дошкольных учреждений ГОСТ 30494–2011 определяет оптимальные нормы температуры от 18 до 22 °C в холодный период и 22–24 °C в теплый. Относительная влажность по нормативным таблицам зимой должна составлять 30–40%, а летом 30–60%.

Государственными стандартами предусмотрены нормы микроклимата именно для детских садов. В домашних условиях контроль состояния воздуха в комнате ребенка необходимо осуществлять постоянно, чтобы создать благоприятные условия для его развития, исключить нарушение водного баланса, предотвратить возникновение острых и хронических заболеваний.

Оптимальная температура и влажность воздуха в детской

Особенностью растущего организма ребенка является быстрый обмен веществ, который сопровождается усиленным выделением тепла. При этом процесс терморегуляции осуществляется через легкие или кожу. Человек вдыхает воздух комнатной температуры, а выдыхает нагретый до температуры тела и увлажненный до 100%.

Если воздух в комнате недостаточно прохладный и влажный, то теплоотдача замедляется, и ребенок начинает потеть. А так как, запасы воды и соли в организме малыша ограничены, обезвоживание может наступить очень быстро.

Оптимальный диапазон температур для комнаты ребенка колеблется от 18 до 20 °C. Нормой влажности в квартире считается показатель в 50–70%. В дневные часы в период воздушных процедур температура в комнате может подниматься до 20–21 °C, а во время ночного сна не должна превышать 18–19 °C.

Проветривание комнаты следует проводить несколько раз в день и обязательно перед сном малыша. При этом окно нужно открывать на 5–10 минут.

Такой микроклимат способствует здоровому развитию ребенка, нормальным обменным процессам, хорошему настроению и аппетиту. Излишне теплый и сухой воздух может вызвать пересыхание слизистых оболочек, образование корочек в носу, затрудненное дыхание, покашливание.

Чрезмерное потоотделение и как следствие, обезвоживание организма грозит плохим пищеварением, запорами, сгущением крови.

Как измерить влажность в детской?

Определить уровень влажности в квартире, в том числе и в детской можно при помощи психрометрического гигрометра. Его обычно вешают на стену в детской. На корпусе прибора расположены два термометра и таблица определения относительной влажности.

Один термометр показывает реальную температуру в комнате (о её оптимальных показаниях Вы можете узнать здесь). Наконечник другого термометра обернут постоянно увлажняемой полоской ткани. По разнице между значениями температур определяют точный показатель относительной влажности.

Современные электронные гигрометры имеют небольшой корпус, их можно установить на журнальном столе или книжной полке, переносить в другие комнаты. На экране прибора высвечиваются значения температуры и влажности в помещении, дополнительно они могут показывать время и атмосферное давление.

Некоторые устройства оснащены функцией памяти и могут записывать изменения показаний в течение определенного промежутка времени.

Гигрометр постоянно должен находиться в детской комнате. Точность показаний прибора, не заменят никакие приблизительные вычисления с помощью подручных средств. Оптимальные параметры микроклимата очень важны для нормального развития ребенка.

Что делать, если в комнате сыро?

Избыточная влажность в комнате малыша так же неблагоприятна, как и чрезмерная сухость. Слишком увлажненный воздух существенно понижает температуру в помещении.

Читайте также:  Где можно поставить кондиционер: выбор оптимального места для монтажа в частном доме и в квартире

Переохлаждение ребенка в сыром помещении грозит частыми простудными заболеваниями, которые начинаются с ринитов. Если не принять меры по нормализации влажности в помещении, то хронический насморк может перерасти в гайморит.

Постоянная сырость вызывает развитие плесени на стенах и потолке, грибковых микроорганизмов на мебели.

Токсичные споры с воздухом попадают в легкие и пищевод неокрепшего детского организма. Отсюда возникновение аллергических реакций, общая интоксикация, микозы внутренних органов. С сыростью и избыточной влажностью воздуха необходимо бороться всеми доступными средствами.

Как нормализовать (понизить) уровень влажности?

Чтобы избавиться от влажности в комнате ребенка, необходимо узнать причину его повышения. Для выявления источника сырости в доме нужно приложить осколок стекла к наружной стене комнаты. Если между стеклом и стеной появился конденсат, значит, влага попадает в помещение снаружи.

Утеплить наружные конструкции лучше материалом с хорошей паропроницаемостью, например, эковатой (читайте про то, как утеплить стены в квартире в этой статье). Дополнительно увеличивают количество приборов отопления.

При периодическом повышении уровня влажности в качестве профилактических мероприятий можно воспользоваться общими рекомендациями:

  • Полноценное проветривание комнаты три раза в день;
  • Утепление оконного проема;
  • Устранение протечек через швы и перекрытия наружных конструкций дома;
  • Установка масляного радиатора при недостаточном температурном режиме;
  • Теплоизоляция ниш за отопительными приборами;
  • Установка поглотителей влаги с адсорбирующим материалом;
  • Использование бытовых осушителей воздуха.

Совет: для достижения цели (нормализации уровня влажности) используют все или некоторые из перечисленных способов понижения уровня влажности. Главное, не перестараться и осуществлять непрерывный контроль микроклимата в комнате ребенка.

Создаем комфортный микроклимат в детской

Зимой, когда влажность наружного воздуха понижается естественным образом, уровень увлажнения воздуха в помещениях резко снижается в связи с работой центральной отопительной системы.

Сухой горячий воздух не подходит для помещения, в котором длительное время находится ребенок.

Так как же повысить влажность воздуха в квартире? Для создания благоприятного микроклимата в детской необходимо:

  • Открывать окна три раза в день на 10–15 минут;
  • Проводить тщательную влажную уборку утром и вечером;
  • На подоконнике развести мини-оранжерею;
  • Расставить открытые резервуары с водой: вазы, аквариумы, декоративные фонтанчики в недоступных для ребенка местах;
  • Развесить на приборах отопления декоративные емкости для испарения воды;
  • Пользоваться бытовыми увлажнителями воздуха.

Установка бытового увлажнителя поможет быстро справиться с излишней сухостью воздуха. Современные приборы форсуночного или мембранного типа оборудованы системой регулирования интенсивности распыления влаги и автоматически отключаются при повышении влажности в комнате. Ультразвуковой увлажнитель работает бесшумно и безопасно, поэтому его удобно использовать в комнате малыша.

Что говорят врачи?

По мнению детских врачей лучше «переувлажнить» воздух в помещении, чем его пересушить. При дыхании ребенок отдает некоторое количество воды из организма на увлажнение выдыхаемого воздуха. Поэтому чем суше воздух в комнате, тем больше воды теряет ребенок.

При нарушении водного баланса, малыш испытывает дискомфорт, становиться беспокойным, так как постоянно испытывает жажду. Слизистые оболочки носа и горла пересыхают, дыхание затрудняется, что мешает нормально принимать пищу.

Изучив опыт многих поколений, педиатры пришли к выводу, что не стоит держать ребенка в тепличных условиях. Воздух в детской должен быть свежим, влажным и умеренно теплым. При интенсивных обменных процессах в растущем организме такие условия будут оптимальными для укрепления здоровья и нормального развития малыша.

Колебания уровня влажности и температуры в детской отрицательно сказываются на самочувствии и жизненных показателях малыша. Поэтому в комнате ребенка, необходимо поддерживать параметры воздуха на постоянном уровне.

Для этого осуществляют регулярный контроль микроклимата детской комнаты с помощью гигрометра. При незначительных отклонениях от нормы проводят ряд профилактических мероприятий по улучшению обстановки.

Из следующего видео Вы узнаете о влажности воздуха в квартире для ребёнка:

Норма влажности воздуха в квартире по СанПиНу

дляНорма влажности воздуха закрепляется в ГОСТе 30494-96 «Здания жилые и общественные…». Если устанавливается отклонение от нормы в сторону повышения или понижения, это влечет за собой наступление негативных последствий.

Уровень влажности в квартире

Воздух, которым дышит гражданин на определенную часть состоит из водяного пара, уровень влажности отражает содержание данного элемента. Он бывает абсолютным и относительным.

Для уточнения первой разновидности нужно взять кубометр воздуха. Если в нем, к примеру, обнаружено 13 грамм воды, абсолютный показатель будет равняться 13 г/м3. Для поиска относительной величины нужно учитывать несколько аспектов.

Они заключаются в:

  • максимальном объеме воды в одном кубометре воздуха. На данном показателе сказывается температурный режим в помещении;
  • реальном количестве воды в кубометре.

Относительной влажностью выступает соотношение реального объема к предельному. К примеру, когда в помещении температура 24С, в 1 кубометр включается максимум 21,8 грамм воды. Если найти в нем 13 грамм жидкости, уровень равняется 60%.

Какая должна быть норма зависит от вида помещения, для которого устанавливаются данные значения. Усредненные показатели приведены в таблице:

Помещение

Влажность (в %)

Зона для работы

Усредненный показатель влажности в квартире составляет 45%. Норма в данном случае подразумевает относительный показатель, то есть указывается степень насыщенности воздуха влагой.

Обратите внимание: для измерения рассматриваемого показателя в помещении может быть использован домашний прибор для микроклимата, к примеру, станция базового значения MagicAir или бытовой гигрометр.

Норма влажности по временам года

Нормативы рассматриваемого показателя в доме установлены ГОСТом 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».

В соответствии с данным актом зимой уровень относительной влажности должен варьироваться от 30 до 45%. Летом это значение составляет от 30 до 60%.

Предельные показатели составляют:

  • в холодное время 60%;
  • в теплое – 65%.

Нормативы в жилом помещении устанавливаются в первую очередь для лиц, которые занимаются строительными работами. Во время возведения здания должны быть учтены указанные моменты.

Данное значение зимой ниже по сравнению с летним периодом, потому как в холода аналогичный показатель уличного воздуха сокращается при нагреве до комнатной температуры. Физиологами определен оптимальный уровень для человека, он составляет 40-60%, вне зависимости от времени года.

Норматив влажности для детской

Какая влажность необходима детям, на законодательном уровне не установлено. Однако для ребенка свойственно то, что организм плохо справляется с факторами вредного значения. Малыш способен быстро мерзнуть и перегреваться, простывать.

По указанным причинам в комнате нужно создавать такой микроклимат, который учитывает особенности организма. Нельзя, чтобы воздух в помещении был сухим, иначе пересыхают слизистые оболочки носоглотки, и ребенок теряет возможность противостоять инфекциям.

Нормой для детей считается 50-60%.

В этом случае нужно сделать акцент на температурный режим в помещении, он не должен превышать 24С, вне зависимости от времени года. В противном случае соблюдение нормы по влажности и повышенная температура приведут к тому, что организм малыша перегреется.

Нормативы влажности по СанПиНу

Согласно санитарным нормам в холодное время года оптимальный уровень температуры составляет 20-22С, при этом влажность 30-45%. Аналогичные показатели отражены в СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», в зимнее время и весенне-осенний период – оптимальный показатель 30-45%.

Эти же цифры приведены в СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования…». Нормальный уровень влажности в помещении, которое не оборудовано системой вентиляции, придерживается за счет производства проветриваний на постоянной основе.

Согласно «СНиП 23-01-99, в зависимости от данного показателя выделяют следующие режимы помещения:

  1. сухой (меньше 40%);
  2. нормальный (40-50%);
  3. влажный (50-60%);
  4. мокрый (свыше 60%).

ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», устанавливает, что в жилых помещениях не допускается установление показателя более 60%.

Нормативные акты также устанавливают требования к указанному значению для помещений подвалов и чердаков. В подвале, оборудованном системами коммуникации, влажность не должна превышать 75%.

Обратите внимание: для чердаков – 55%, в остальных помещениях многоквартирного дома, за исключением перечисленных – 50%.

Регулирование влажности

Зная допустимые показатели влажности, гражданин может самостоятельно корректировать их в сторону повышения или сокращения, если это требуется. Предусматривается несколько способов для увлажнения воздуха, оптимальным является приобретение увлажнителя.

Если в помещении слишком сухой воздух, то может потребоваться порядка 10 дней для того, чтобы привести его в норму.

Методы сокращения влажности:

  • проветривание квартиры. Сделать это можно без открывания окон и переохлаждения помещения, использовать нужно приточную вентиляцию, оснащенную функцией подогрева воздуха;
  • приобретение осушителей;
  • устранить протечки. Часто причиной повышенной влажности выступает протечка в водопроводной трубе, ее ликвидация поможет сократить рассматриваемый показатель;
  • использование кондиционера в режиме охлаждения;
  • установка вытяжки. Данное правило касается кухни.

Уровень влажности в ванной выше, так как там имеет место непосредственный контакт с водой.

Последствия несоблюдения норм влажности

Когда в помещении начинает работать система отопления, воздух становится сухим. Результатом является пересыхание слизистых оболочек горла и носа, кожи и волос.

Чрезмерная сухость в комнате приводит к:

  1. сокращению эластичности кожного покрова, ногтей и волос, что влечет за собой образование травм кожи, дерматита;
  2. высыханию растений;
  3. разрушению мебели. На предметах образуются трещины, они теряют цвет.
Читайте также:  Сроки и порядок очистки вентиляционных камер и воздуховодов: нормы и порядок проведения очистки

Переизбыток влаги также несет в себе опасность для гражданина. Проявляется это в том, что начинают размножаться грибки, вредные бактерии и плесень. Следствием выступает увеличение частоты заболеваний респираторного типа, к примеру астма, бронхит. Указанные условия также вредят мебели, технике и растениям.

Нормы влажности для обстановки в квартире

Использование предметов мебели и техники должно производится с учетом определенных показателей. Данные нормы устанавливаются изготовителями.

Предусматриваются следующие значения для:

  • мебели и антиквариата оптимальным является уровень 40-60%;
  • бытовой техники – 45-60%;
  • книг и бумажных изделий – 30-65%.

По отношению к растениям устанавливаются отдельные показания, которые находятся в зависимости от разновидности цветка. К примеру, для представителей тропиков нужно поддерживать влажность 80-95%, в остальном норматив составляет 40-70%.

Таким образом, норма влажности воздуха в квартире установлена ГОСТами и СанПиНами. Нарушение данных требований приводит к образованию у граждан заболеваний дыхательной системы, начинают разрушаться системы в доме.

Какая влажность должна быть в квартире: нормы, как измерить

Оптимальные параметры влажности в доме могут различаться в зависимости от времени года и региона проживания. Но должны соблюдаться в обязательном порядке, в противном случае проблем со здоровьем не избежать.

Недостаток влаги пагубно влияет на все живые организмы, в том числе и на растения. А повышенные показатели способствуют распространению грибковых поражений помещения.

Кстати, если не знаете куда и как правильно поставить увлажнитель воздуха, то вот полезная статья по этой теме.

Какая влажность воздуха должна быть в квартире

В квартире без детей

Чтобы всем домочадцам жилось комфортно и легко дышалось, поддерживайте в квартире оптимальный уровень увлажненности и температурный режим. Сухой воздух вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и носоглотки, провоцирует аллергические реакции и такие заболевания, как бронхит или астма.

Обеспечьте регулярный доступ свежего воздуха, таким образом вы добьетесь естественного увлажнения воздуха в жилом помещении. Нормальным считается уровень влажности 30-60 %. Для взрослого человека рекомендуется проветривание во время ночного отдыха с помощью приоткрытой форточки, это актуально даже зимой.

Оптимальная влажность воздуха

В детской комнате

Детский организм больше подвержен влиянию негативных факторов окружающей среды. Соблюдайте определенные условия для создания климатического комфорта в детской комнате. Поддержание правильной влажности воздуха ― является одним из наиболее важных факторов, предупреждающих развитие различных заболеваний.

Норма влажности составляет 50-60 %. Комфортный микроклимат предотвращает пересыхание слизистых оболочек носоглотки, которые являются природным барьером, защищающим организм от попадания инфекции.

Оптимальная влажность в детской для новорожденных должна быть не менее 60 %. Малышам первого года жизни очень важно поддержание высокой влажности в помещении, так как режим теплообмена новорожденных несовершенен.

При выдохе организм младенца теряет влагу, соответственно вдыхаемый воздух должен ее компенсировать, иначе на его увлажнение тратятся все силы малыша, и велик риск обезвоживания. Сухой и горячий воздух провоцирует выделение пота, еще одна причина потери драгоценной влаги. Для ребенка это чревато нарушением работы органов и систем организма, частыми заболеваниями.

Воздействие на организм повышенной и пониженной влажности

Нормативные показатели по ГОСТу

ВозрастЛетний периодЗимний период
Для взрослых30-60 %30-45 %
Для детей50-60 %50-60%
Для новорожденных60-70 %60%

Как измерить влажность воздуха в квартире

Контролируйте микроклимат с помощью гигрометра, прибора, измеряющего влажность в квартире. Существует несколько типов гигрометров:

  • психрометрический ― определяет значение относительной влажности, для расшифровки показаний, нужно сравнить данные с психрометрической таблицей;
  • электронный ― очень прост в использовании, на экране отображаются данные в процентном соотношении;
  • керамический ― механический способ действия, основан на выявлении уровня электрического сопротивления под воздействием влаги;
  • волосяной ― основывается на способности человеческого волоса изменять длину в зависимости от влияния влаги;
  • весовой ― определяет абсолютную влажность воздуха;
  • конденсационный ― наиболее достоверные показатели, принцип действия основан на анализе общего количества конденсата.

Если гигрометра нет, можно выяснить интересующую информацию с помощью прибора для измерения комнатной температуры и таблицы Ассмана. Своего рода домашний психрометр. Запишите показатели комнатной температуры с термометра, затем оберните его кончик хорошо намоченной тканью, оставьте на 5 минут. Определив результат, рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометра, для расшифровки значения ― воспользуйтесь психрометрической таблицей.

Если случилось, что под рукой нет и комнатного термометра, а вы не знаете, чем измерить влажность ― на помощь придут народные методы. Естественно, эти способы не дадут точных данных об уровне влаги в квартире, но смогут указать на повышенный либо на пониженный микроклимат.

  1. Наполните стакан холодной проточной водой и отправьте в холодильник на 3 часа. По прошествии указанного времени, достаньте стакан и расположите его в комнате вдали от источников тепла. Для начала эксперимента следует выждать 5 минут, затем оценивайте результат.
пониженнаясредняяповышенная
стенки высохлистенки остались запотевшимикапли ручейками стекают по стенкам
  1. Нужны кусок фанеры и еловая ветка, длина которой 30 см. Срез закрепите на фанерном листе, отметьте место, где заканчивается незакрепленный конец. Под воздействием влаги он будет менять свое положение, необходимо ежедневно фиксировать изменения на листе, сверяясь с показаниями гидрометцентра. Таким образом вы научитесь определять показания на самодельном влагомере.
  2. Для третьего способа вам понадобится еловая шишка. Возьмите шишку и поставьте подальше от источников тепла. Под воздействием большой увлажненности воздуха чешуйки у шишки прижмутся друг другу. А если влаги недостаточно, то они раскроются.

Таблица: нормы влажности в разных помещениях

Температура и влажность в помещениях для детей: нормативные показатели и методы их нормализации

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ

Параметры микроклимата в помещениях

Residential and public buildings. Microclimate parameters for indoor enclosures

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН ОАО “СантехНИИпроект”, ОАО “ЦНИИПромзданий”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС), (Протокол N 39 от 8 декабря 2011 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 30494-96

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2016)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге “Межгосударственные стандарты”

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.

Настоящий стандарт не распространяется на параметры микроклимата рабочей зоны производственных помещений.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 допустимые параметры микроклимата: Сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.

2.2 Качество воздуха

2.2.1 качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном воздействии на человека обеспечивается оптимальное или допустимое состояние организма человека.

2.2.2 оптимальное качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается комфортное (оптимальное) состояние организма человека.

2.2.3 допустимое качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека.

2.3 локальная асимметрия результирующей температуры: Разность результирующих температур в точке помещения, определенных шаровым термометром для двух противоположных направлений.

2.4 микроклимат помещения: Состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.

2.5 обслуживаемая зона помещения (зона обитания): Пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и стенам: на высоте 0,1 и 2,0 м над уровнем пола – для людей стоящих или двигающихся, на высоте 1,5 м над уровнем пола – для сидящих людей (но не ближе чем 1 м от потолка при потолочном отоплении), и на расстоянии 0,5 м от внутренних поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.

Читайте также:  Вентилятор в дымоход для улучшения тяги: виды устройств и инструктаж по врезке

2.6 оптимальные параметры микроклимата: Сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

2.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.

2.8 радиационная температура помещения: Осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.

2.9 результирующая температура помещения: Комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения, определяемый по приложению А.

2.10 скорость движения воздуха: Осредненная по объему обслуживаемой зоны скорость движения воздуха.

2.11 температура шарового термометра: Температура в центре тонкостенной полой сферы, характеризующая совместное влияние температуры воздуха, радиационной температуры и скорости движения воздуха.

2.12 теплый период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С.

2.13 холодный период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже.

3 Классификация помещений

В настоящем стандарте принята следующая классификация помещений общественного и административного назначения:

– помещения 1-й категории: помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха;

– помещения 2-й категории: помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой;

– помещения 3а категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды;

– помещения 3б категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде;

– помещения 3в категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды;

– помещения 4-й категории: помещения для занятий подвижными видами спорта;

– помещения 5-й категории: помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.);

– помещения 6-й категории: помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые).

4 Параметры микроклимата

4.1 В помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать оптимальные или допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне.

4.2 Параметры, характеризующие микроклимат в жилых и общественных помещениях:

– температура воздуха;

– скорость движения воздуха;

– относительная влажность воздуха;

– результирующая температура помещения;

– локальная асимметрия результирующей температуры.

4.3 Требуемые параметры микроклимата: оптимальные, допустимые или их сочетания следует устанавливать в зависимости от назначения помещения и периода года с учетом требований соответствующих нормативных документов*.
_______________
* В Российской Федерации действуют [1] и [2]

4.4 Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий следует принимать для соответствующего периода года в пределах значений параметров, приведенных в таблицах 1-3:

Таблица 1 – Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий

Влажность и температура в школе

Что такое школа для ребёнка? Не только ГБОУ СОШ, говоря официальным языком аббревиатуры. Не только знания, не только общение со сверстниками. Это ещё и среда, в которой ребёнок вынужден проводить очень много времени, час за часом. И как хорошо, если эта среда комфортна и в психологическом смысле, и в климатическом.

Основные нормы микроклимата учебных помещений отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» . Требования к воздушно-тепловому режиму весьма строги. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры воздушной среды.

Никольская школа, 1971 год. Ученица 7 класса. Автор: Ковалевский А. Stasenko+ / Flickr (CC BY 2.0)

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять не менее 18 и не более 24 С .

Для детей разного возраста эти значения не отличаются. А вот в спортивном зале и мастерских температурные значения пониже: от 17 до 20 С. При этом в раздевалке спортивного зала и медицинском кабинете температура должна быть не менее 20 — 22 С, а в душевых — 25 С. Но не будет говорить о том, что малоосуществимо. Поднять на два градуса температуру в раздевалке — это уж какое-то ювелирное значение.

А знаете ли вы, что занятия физкультурой на улице допустимо проводить практически при любой температуре? Главное, чтобы не было весной и осенью дождя, а зимой — сильного (более 10 м/сек) ветра.

Чтобы контролировать температуру, в каждом помещении школы рекомендовано устанавливать комнатный термометр. Да и сами школьники зачастую реагируют на изменение температуры не хуже термометра — болезнями, недомоганиями, рассеянным вниманием.

Не стоит сбрасывать со счетов и влажность – чрезвычайно важный фактор для комфорта. В высокой влажности температура ощущается как более низкая, дети начинают зябнуть, отвлекаться. И для здоровья сильная влажность не очень-то полезна. Во влажном воздухе с лёгкостью размножаются грибковые организмы и микробы, провоцируя заболевания дыхательного аппарата и особенно лёгких. Излишней влажностью грешат старые здания и помещения с нарушенной вентиляцией. Но и излишне сухой воздух тоже вреден. В начале отопительного сезона многие школьники жалуются на головную боль, повышенную утомляемость и сухость глаз, а высушивание слизистых носа приводит к развитию хронического насморка.

Кроме норм температуры и влажности СанПиН даёт рекомендации относительно возраста, оптимального для начала обучения. Согласно гигиеническим нормам, лучше всего, если ребёнку уже исполнилось семь лет. Крайний случай — 6 лет и 6 месяцев. Если же ребёнок младше, то и условия его обучения должны быть другими. Скажем, минимальная температура в помещении не должна опускаться ниже 20 градусов. В то время как для школьников этот показатель — 18. Ilya Sokolov / Flickr (CC BY 2.0)

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%. Регуляция влажности производится традиционных способом: проветриванием. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные, (то есть – коридоры) – наоборот, пока идут уроки. Кроме того, до начала занятий и после их окончания рекомендуется проводить сквозное, полное проветривание здания, длительность которого определяется температурой воздуха на улице, эффективностью работы отопительной системы и банальным здравым смыслом.

А знаете ли вы, что общая площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола?

Проветривание признано устранить и ещё одну важную проблему: духоту. Как известно, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Многие классы оборудованы пластиковыми окнами не самого высокого качества, превращающими помещение, где проводят час за часом около 30 детей, в безвоздушный карман. А ведь повышенние концентрации углекислого газа негативно влияет на активность человека, его способность обрабатывать информацию, инициативу, принятие решений вплоть до полной дисфункции мыслительной деятельности.

В смысле обогащения воздуха кислородом также хороши растения — в иной школе прямо-таки соревнование идет, чей класс обильнее озеленен. Но тут есть ловушка: горшки с полезной флорой расставляют на подоконниках, и листья застят дневной свет, который тоже весьма важен для обучающихся. Рекомендуется размещать растения в простенках между окнами, чтобы они кислород давали, а света не отбирали. Поднимите руку, кто хоть раз видел такое размещение.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Итак, что делать, если в классе слишком жарко или слишком холодно? Если температурный режим не соблюдается, родители вправе выступить с требованием об отмене или сокращении уроков до того времени, пока недостатки не будут устранены. Но следует помнить: просто прийти, бросить взгляд на термометр и установить, что температура на два градуса ниже нормы, недостаточно. Замеры температуры по правилам должны проводиться в течение как минимум трёх дней и в разное время суток, а при проверке выводить и учитывать средний показатель. С этими данными нужно обращаться к администрации, так как именно администрация школы несёт ответственность за создание благоприятных условий для обучения. Если попытки обратить внимание администрации школы не имеют успеха, имеет смысл обратиться в Роспотребнадзор. Можно позвонить туда или подать письменную жалобу — личную либо коллективную. Или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону. Некоторые вопросы регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда принимаются в аналогичных трёх видах.

Если и это не помогло – чиновники не хотят или не могут решить вопрос, то стоит задуматься об обращении в прокуратуру. Также помочь с решением серьёзной системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка. Наши дети заслуживают того, чтобы учиться в комфорте, разве не так?

Ссылка на основную публикацию
×
×