Как установить вентиляционные трубы: монтажные технологии крепления к стенам и потолку
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.
ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов
В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах – наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.
Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.
При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.
Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.
Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов
При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:
– устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;
– намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;
– подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений – на полу;
– устанавливают хомуты или другие средства крепления.
После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.
Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.
В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.
При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 “Внутренние санитарно-технические системы”.
Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.
Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.
Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов
В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ “Проектпромвентиляция” монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.
1. Оси воздуховодов должны быть параллельны плоскостям строительных конструкций.
2. Расстояние от оси воздуховода до поверхностей строительных конструкций вычисляют по следующим формулам:
– для воздуховодов круглого сечения
где – максимальный диаметр прокладываемого воздуховода, включая изоляцию, мм;
– для воздуховодов прямоугольного сечения
где – максимальная ширина прокладываемого воздуховода, мм; – расстояние между наружной поверхностью воздуховода и стеной (не менее 50 мм), мм.
При ширине воздуховода 100-400 мм 100 мм, при 400-800 мм 200 мм, при 800-1500 мм 400 мм.
3. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности электропроводов определяют по формулам:
– для воздуховодов круглого сечения
– для воздуховодов прямоугольного сечения
4. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности трубопроводов находят по формулам:
– для воздуховодов круглого сечения
– для воздуховодов прямоугольного сечения
5. При параллельной прокладке нескольких воздуховодов на одной отметке минимально допустимое расстояние между осями этих воздуховодов вычисляют по формулам:
– для воздуховодов круглого сечения
– для воздуховодов прямоугольного сечения
где и – диаметры воздуховодов, мм; и – размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения, мм.
6. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховодов до поверхности потолка определяют по формулам:
– для воздуховодов круглого сечения
– для воздуховодов прямоугольного сечения
7. При прохождении воздуховодов через строительные конструкции фланцевые и другие разъемные соединения воздуховодов размещать на расстоянии не менее 100 мм от поверхности этих конструкций.
Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).
Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:
– не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;
– не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.
Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.
Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.
Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.
Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.
Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов
Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.
МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.
Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:
– рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;
– альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;
– габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;
– рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;
– нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.
Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:
– используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;
– выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;
– устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;
– разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;
– составляют обязательные для МП документы:
1) аксонометрическую монтажную схему системы;
2) комплектовочные ведомости;
3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.
Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.
Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.
Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:
а – схема рабочего чертежа; б – монтажная схема; 1. 14 – унифицированные детали
Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).
Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:
1, 2, 3 – прямые участки; 4 – прямой участок с торцовой сеткой; 5 – прямой участок с сеткой и движком; 6 – прямой участок с врезкой; 7, 8 – отводы; 9 – переход
Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.
На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:
– прямые участки;
– прямые участки с врезками;
– прямые участки с решетками, сетками и т.д.;
– отводы и полуотводы;
– переходы;
– коробки.
Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.
Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине – количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.
Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов
Способы крепления воздуховодов к потолку
Поддержание оптимальной влажности, температуры и чистоты воздуха в помещении выполняет правильно спроектированная и профессионально собранная система вентиляции. В зависимости от типа и назначения воздушных каналов технология монтажа может существенно различаться, поэтому важно разобраться во всех нюансах и требованиях к установке вентиляционной системы.
Типы воздуховодов
В качестве трасс для движения воздушных масс используют специальные каналы – воздуховоды. Как правило, это трубы, которые принято различать по форме, жесткости и материалу изготовления.
Форма сечения
Наиболее часто применяются круглые или квадратные воздухопроводы. Иногда из-за характеристик помещения возможна установка лишь плоских каналов. В этом случае используются овальные, полученные на специальном оборудовании путем сжатия круглых труб. Часто в условиях ограниченного пространства устанавливаются прямоугольные изделия небольшой высоты, но достаточно широкие, чтобы площадь сечения соответствовала требуемым характеристикам.
Круглые вентиляционные каналы отличаются от квадратных меньшей себестоимостью, небольшим весом, лучшей аэродинамикой – в них меньше препятствий для воздухообмена. Достоинствами также являются высокая герметичность, тихая работа и несложный монтаж. Преимущество прямоугольных труб в экономии пространства – для небольших помещений они просто незаменимы.
Жесткость
По этому признаку различают гибкие, полужесткие и жесткие воздуховоды. Первые делятся на каркасные и бескаркасные и изготавливаются в виде круглого гофрорукава. Они используются для сборки небольших воздухораспределительных систем, вместо угловых отводов или в качестве соединителя отдельных участков вентиляционных каналов. Гибкие трубы могут гнуться в любом направлении, а также многократно растягиваться и сжиматься, не теряя свойств. В качестве каркаса обычно выступает стальная спираль, для обшивки которой применяются полимерные, синтетические материалы или алюминиевая лента. В конструкции таких труб может использоваться теплозащитная или шумопоглощающая изоляция.
Для полужестких воздуховодов характерно двухстороннее алюминиевое покрытие с внутренней прослойкой из минеральной ваты. Они имеют такой же проволочный каркас. Еще один вариант – труба, свернутая из алюминиевого штрипса. Её можно растянуть и придать необходимую конфигурацию только один раз. Хороша такая конструкция тем, что выдерживает нагрев до 700 градусов и может использоваться в системах дымоудаления.
Жесткие воздуховоды обладают гладкой внутренней поверхностью и отличаются высокими аэродинамическими характеристиками. К тому же они прочны и обеспечивают хорошую герметичность стыков, что особенно важно для вентиляции в промышленных помещениях с вредным производством. Бывают прямошовными и спирально-навивными.
Материал
Как уже было сказано, для изготовления воздушных каналов используются металлические листы с различными характеристиками:
- Для относительно холодного (до 80 градусов) и сухого (не более 60% влажности) воздуха подойдут трубы из тонкого железа – 0,5-1,0 мм. Это может быть холоднокатаная оцинкованная или горячекатанная сталь.
- Для более высоких температур и показателей влажности будут уместны конструкции из нержавеющей или углеродистой стали. Толщина стенок таких воздуховодов от 1,5 до 2,0 мм.
- Если предстоит сборка системы в производственных помещениях с сильной запылённостью, а также при наличии химически агрессивных газов и паров, применяют изделия из алюминиевых сплавов, металлопласта, углеродистой стали. Конструкции вытяжной вентиляции в таких случаях должны иметь защитное покрытие.
Также встречаются пластиковые изделия (из ПВХ или полипропилена) и воздуховоды из стеклоткани.
Изоляция
В качестве защиты от выпадения конденсата либо для снижения теплоотдачи вентиляционные каналы обшивают изоляционным материалом: минеральной каменной ватой, вспененным полиэтиленом, каучуком и другими.
В жилых помещениях, особенно в детских или спальнях часто необходимо снизить шумы, свойственные работающим системам вентиляции. Для обеспечения звукоизоляции материалы, как правило, применяются аналогичные. Расчёт необходимой толщины слоя лучше поручить специалистам.
Требования к монтажу систем вентиляции
Рассмотрим ряд важных технических аспектов, от которых зависит работоспособность, долговечность и удобство обслуживания системы.
Общие требования
- В процессе проектирования и сборки вентиляционных конструкций необходимо учитывать спиралевидное движение воздушных масс по трубе.
- Для установки каналов в цокольных, подвальных помещениях, бетонных сооружениях при прохождении сквозь потолочные перекрытия, а также в случае контакта с грунтом, применяются исключительно жесткие трубы.
- Для прокладки трассы сквозь стены используются переходники и стальные гильзы.
- Гибкие каналы не применяются при монтаже вертикальных участков выше двух этажей.
- Провисание воздуховодов недопустимо – в этой области давление падает.
- На поворотах нельзя делать изгиб трубы с радиусом менее двух диаметров канала, так как при этом резко снижаются аэродинамические характеристики системы.
- Во всех случаях металлические вентиляционные конструкции заземляют во избежание накопления статического заряда.
- Гибкие и полужесткие воздуховоды устанавливаются максимально растянутыми.
- Если во время монтажа обнаружилось повреждение трубы или внешней изоляции – этот участок подлежит немедленной замене.
Требования к креплению элементов вентиляции
Крепление вентиляционных каналов производится в строгом соответствии с проектом, оборудование присоединяется к системе после установки.
Если планируется транспортировка влажных воздушных масс, продольные швы не должны оказаться внизу канала. Также предусматривается уклон 0,01-0,015° и дренажные устройства в нижних точках трубопровода.
Герметичность фланцевых соединений обеспечивается прокладками:
- для каналов, предназначенных к вытяжке пылевых масс и отходов производства с температурой до 70 °С – из пористого силикона, ленточной резины (монолитной или пористой) толщиной 4-5 мм, поролона, или полимерного мастичного жгута;
- свыше 70 °С – из асбестового картона (шнура);
- при наличии паров кислот – из кислостойких прокладочных материалов.
Герметичность бесфланцевых стыков:
- для круглых воздуховодов при температуре перемещаемых масс до 40 °С – силиконовым герметиком или лентой «Герлен»;
- до 70 °С – термостойкими герметиками.
Все фланцевые болты устанавливаются с одной стороны стыка (на вертикальных участках – сверху) и должны быть как следует затянуты.
Расстояние между креплениями металлических горизонтальных неизолированных труб зависит от типа стыковки воздуховодов:
- при бесфланцевом соединении – с диаметром круглых или большей стороны прямоугольных каналов до 400 мм – не более 4 м, от 400 мм – максимум 3 м;
- при фланцевом – с диаметром круглых или большей стороны прямоугольных труб до 2000 мм – не более 6 м, свыше 2000 мм – согласно документации.
Вертикальные металлические каналы крепятся с шагом не более 4 м, а внутри многоэтажных зданий с высотой потолков до 4 м – в междуэтажных перекрытиях. Если этажи более 4 м – расстояние определяет проект. Это же касается и монтажа воздуховодов на кровле.
При любых размерах каналов крепление растяжек прямо к фланцам не разрешается. Хомуты не должны иметь зазоров у поверхности канала.
Допустимое отклонение от вертикали – до 2 мм на метр. Монтаж осуществляется так, чтобы вес воздуховодов не передавался на оборудование.
Вертикальные асбоцементные каналы должны крепиться через 3–4 м (при этом верхняя секция вставляется в раструб нижней). Горизонтальные – два крепления на секцию для муфтовых и одно для раструбных соединений возле стыка. Уплотняются они пеньковой прядью в виде жгута, предварительно смоченного в асбоцементном растворе, смешанном с казеиновым клеем. Остальное пространство муфты или раструба заполняют герметиком в соответствии с рабочим температурным режимом. После отвердения стыки плотно оклеиваются по периметру короба защитной клейкой лентой или тканью, которая окрашивается масляной краской.
Все оборудование: кондиционеры, вентиляторы, насосы, электродвигатели и другие, устанавливаются строго в соответствии с технической документацией на изделие и согласно проекту вентиляционной системы.
Нормативные расстояния
Существует также ряд нормативных требований, определяющих минимальное расстояние между строительными и инженерными конструкциями:
- между воздуховодами круглого сечения и потолком – 100 мм, стенами и прочими строительными конструкциями – 50 мм;
- между каналом из прямоугольной трубы и элементами здания или другими магистралями – 100 мм (при ширине воздуховода 100-400 мм), 200 мм (при ширине 400-800 мм), 400 мм (при ширине 800-1500 мм);
- между круглыми каналами и другими инженерными коммуникациями (водопроводными, канализационными, газовыми трубами) – 250 мм.
- расстояние от воздуховода до электропроводки – не менее 300 мм;
- стыки между элементами вентиляции при прохождении через строительные конструкции должны располагаться от них на расстоянии не менее 1 м.
Сборка воздуховодов
Рассмотрим порядок монтажа наиболее распространенных типов каналов.
Прямоугольный металлический
Для стыковки вентиляционных труб между собой, а также с фитингами, применяются различные типы соединений, но наибольшую популярность приобрел фланцевый способ. В качестве фланцев для прямоугольных каналов может использоваться металлический уголок или шинорейка.
В первом случае изготавливают изделие нужного сечения и закрепляют на воздуховоде при помощи сварки. Во втором – посредством заклепок с антикоррозионным покрытием. По углам в пазы шинорейки вставляют уголки жесткости с отверстиями для соединительного болта. Стыки герметизируют резиновым (6-8 мм) или вспененным силиконовым уплотнителем. Если планируется отвод горячих воздушных масс – используют асбестовый шнур (картон).
Не всегда соединения на болтах достаточно, чтобы обеспечить герметичность стыка. Если давление внутри канала не превышает 1000 Па, но размеры одной из сторон сечения довольно велики, используют специальные зажимы в виде скобы:
- при 20-миллиметровых фланцах – более 900 мм;
- при 30 мм – от 1100 мм.
При давлении в системе свыше 1000 Па такая необходимость возникает уже при меньших размерах воздуховода:
- для стыков из 20-миллиметровых – от 700 мм;
- для 30 мм – при ширине свыше 900 мм.
При этом на стыках с конусными или изогнутыми секциями зажимов требуется больше по сравнению с прямолинейными участками.
Круглый металлический
При монтаже металлических воздуховодов круглого сечения соблюдается такая последовательность:
- Согласно проекту системы вентиляции подготавливается комплект прямолинейных секций и фасонных деталей.
- Для соединения воздуховода с фитингом или ниппелем используется силиконовый герметик, который наносится по краю изделия тонкой полоской не более 2 мм.
- Далее, фитинг вставляется внутрь канала. Герметик при этом равномерно распределяется по всей площади стыка.
- Соединение фиксируется саморезами или заклепками (см. таблицу).
Еще проще стыкуются изделия с резиновыми уплотнительными кольцами:
- Подготавливается комплект необходимых деталей.
- Фитинги соединяются с прямолинейными секциями встречным движением до ограничителя, с небольшим поворотом вокруг оси стыка. Такой прием делает соединение более надежным.
- Секции фиксируются при помощи заклепок или саморезов, которые равномерно распределяют по периметру стыка. При этом необходимо учитывать расстояние от края до уплотнительного кольца, чтобы не повредить его. Как правило – это около 10 мм.
Для соединения фасонных деталей используется муфта. В отличие от ниппеля, она не вставляется, а надевается на монтируемые фитинги сверху.
Гибкий без теплоизоляции
Гибкие каналы без теплоизоляции крепятся из расчета 1-1,5 м на каждый патрубок. Если есть необходимость установки участка большей протяженности, предусматривается крепление, препятствующее провисанию.
Монтаж производится с учетом направления движения воздуха «по спирали», которое указано на упаковке и на самом воздуховоде. Резка такого канала на нужную длину выполняется острым ножом по витку, линия разреза предварительно наносится маркером. Стальная спираль разрезается кусачками-бокорезами.
Готовый фрагмент надевается на патрубок не менее 50 мм. Стык заделывается герметиком или алюминиевой лентой «DIAFLEX». Закрепляется воздуховод нейлоновым шланговым или стальным хомутом.
Точки крепления (подвески) рассчитываются в зависимости от гибкости воздуховода так, чтобы его провисание не превышало 50 мм. Обычно это расстояние составляет 1,5-3 м. Для вертикальных участков – от 1 до 1,8 м. Во избежание деформации сечения тщательно подбирается размер хомута. Не допускается касание пластикового воздуховода с высокотемпературными магистралями (отопления, горячего водоснабжения). От этого он может деформироваться, да и срок службы в таком случае резко сократится. К подобному результату приведет и монтаж вне помещения канала, не защищенного от солнечных лучей.
Гибкий с теплоизоляцией
Большой популярностью, благодаря невысокой стоимости, пользуются теплоизолированные гибкие воздуховоды. При работе с такими каналами следует учитывать некоторые особенности:
- для подсоединения трубы к оборудованию или при стыковке двух отрезков важно точно подогнать и обрезать их по размеру;
- после надевания на патрубок (правила, как и в случае с неизолированными воздуховодами), отжимается изоляционный слой так, чтобы было удобно работать с внутренней частью трубы;
- соединение герметизируется клейкой алюминиевой лентой, не менее двух слоев;
- изоляция возвращается на свое место, стык также изолируется алюминиевой полосой до полной герметизации и закрепляется металлическим или нейлоновым хомутом.
ВАЖНО: закрепление соединения лишь хомутом не обеспечивает должной степени герметизации без применения клейкой ленты и может привести к намоканию стыка из-за конденсата, если воздуховод предназначен для системы кондиционера.
Монтаж труб с шумоизоляцией почти не отличается от теплоизолированного. Однако воздухонепроницаемость в данном случае важна больше, чем в первом. Подготовленный канал лучше одеть на патрубок полностью, на всю его длину. К внутреннему воздуховоду с микроперфорацией при помощи той же ленты дополнительно крепится полиэфирный разделитель. Это необходимо сделать как можно более надежно, так как при повышении давления в системе он может сдвинуться.
Чтобы вибрация от вентилятора не передавалась по каналу, между его выходным патрубком и воздуховодом устанавливается противовибрационная прокладка, обеспечивающая гибкое соединение.
ВАЖНО: любая неплотность приводит к неравномерному распределению перемещаемых воздушных масс и возникновению шумов.
Для снижения турбулентности между вентилятором и ближайшим поворотом либо изменением сечения канала предусматривается прямой участок. Его протяженность должна составлять не менее 1,5-2 диаметров выходного патрубка.
Для включения в систему диффузоров, решеток и других воздухозаборных и воздухораспределительных устройств существует три варианта:
- Конечный элемент монтируется непосредственно в канале. Для этого применяются соответствующие переходы – с квадратного на круглое сечение или наоборот.
- Для соединения используют гибкие трубы. Один конец крепится нейлоновым хомутом на фланце воздуховода, другой – к устройству, при этом угол поворота гибкого рукава должен быть не более 90 градусов.
- Для распределения потока по нескольким каналам в главном воздуховоде прорезается отверстие соответствующего сечения, на которое накладывается переходник, подключенный с помощью фланца, оканчивающегося присоединением к распределительной решетке.
Пластиковый
Воздуховоды из пластика используются как в быту, так и в промышленности, благодаря ряду преимуществ:
- хорошие шумо- и теплоизоляционные свойства;
- низкая сопротивляемость воздушным потокам;
- устойчивость к воздействию неблагоприятных условий (температура, влажность, химические вещества);
- безвредность (смотреть сертификат качества!);
- высокая прочность при малом весе;
- удобство и легкость монтажа;
- безопасность при невысокой цене.
Разнообразие типоразмеров сечений, фитингов и крепежа позволяет сконструировать вентиляцию из пластика практически любой конфигурации быстро и без особых затрат на монтаж.
Монтаж воздуховодов
Монтаж воздуховодов реализует по России компания «ИНТЕХ» (Москва). Чтобы получить КП на монтаж воздуховодов, позвоните по телефону: . Отправить заявку
Монтаж воздуховодов – это одна из наиболее сложных операций при установке системы вентиляции и кондиционирования. Зачастую вентиляция решает широкий спектр задач: помимо классических функций воздухообмена и контроля температуры, в помещении можно дополнительно поддерживать необходимый уровень влажности, контролировать чистоту приточного воздуха или очищать от посторонних примесей вытяжной воздух.]
В зависимости от типа и назначения схема вентиляционной системы может существенно различаться. Однако основную функцию транспортировки воздуха на расстояние выполняют воздуховоды. С целью максимальной эффективности системы вентиляции и кондиционирования важно правильно подобрать тип воздушных каналов, корректно рассчитать их сечение и без ошибок установить. Даже в том случае, когда проект рассчитан верно, нарушение технологии монтажа может привести к нарушениям в работе системы.
Важно: в вытяжной системе вентиляции используется только один воздуховод, а для реализации приточно-вытяжной системы необходимо проложить два отдельных канала – по одному подается чистый воздух, по второму выводится загрязненный.
Общие правила по монтажу воздуховода
Общие требования к установке и эксплуатации воздуховодов прописаны в нормативной базе:
- СП 60.13330 «Отопление вентиляция и кондиционирование»,
- СП 73.13330.2012 «Внутренние санитарно-технические системы зданий»),
а также в инструкциях от производителей воздуховодов.
Правила, обязательные к исполнению
- Монтаж гибких и полугибких воздуховодов осуществляется при полном растяжении.
- Воздушный рукав не должен провисать ни на одном участке – на каждом прогибе теряется давление.
- Заземление воздуховода – в обязательном порядке: в процессе эксплуатации в линии накапливается статическое электричество.
- При работе вентиляционной системы воздух в каналах движется по спирали (аэродинамика), это нужно учесть при проектировании и монтаже.
- На вертикальных участках магистрали длиной более 2 этажей нельзя использовать гибкие воздуховоды.
- В помещениях ниже уровня земли (подвальные, цокольные этажи), при контакте с землей, в бетонных конструкциях, проходящих через напольные/потолочные перекрытия – только жесткие воздуховоды.
- Если воздуховод получил повреждения при монтаже – его следует заменить. Это же касается наружного теплоизоляционного покрытия.
- При прохождении сквозь стены необходимо использовать переходники и металлические гильзы.
- При резком повороте аэродинамические свойства трубы снижаются, радиус поворота должен быть не меньше, чем два диаметра воздуховода.
Нормативные расстояния по отношению к строительным конструкциям и инженерным коммуникациям
Воздуховоды можно фиксировать к потолку, стенам и потолочным фермам (наиболее распространенные варианты). Оси воздуховодов прокладываются параллельно плоскостям строительных конструкций, при этом минимальные расстояния между объектами должны составлять:
- Расстояние от поверхности воздуховода с круглым сечением до потолка должно составлять не менее 100 мм, до стен и иных строительных конструкций – не менее 50 мм.
- Минимальное расстояние между круглым воздушным каналом и магистралями инженерных систем (ХВС, ГВС, газовые трубы, водоотведение) должно составлять не менее 250 мм.
- Минимальное расстояние между двумя воздуховодами круглого сечения – не менее 250 мм.
- Минимальное расстояние от поверхности воздуховода любого типа до электропроводки – 300 мм.
- Расстояние между прямоугольным каналом и строительными конструкциями, другими каналами, а также трубопроводами должно составлять: не менее 100 мм для каналов шириной 100-400 мм, от 200 мм для каналов шириной 400-800 мм и от 400 мм для коробов шириной 800-1500 мм.
- Любые соединения воздуховодов должны располагаться на расстоянии не менее метра от плоскости прохождения сквозь строительные конструкции.
Способы крепления воздуховодов
Крепление шпилькой и профилем. Один из наиболее популярных в профессиональной среде способов крепления, осуществляется посредством Z и L-образного профиля. Принципиальных различий нет – в обоих случаях профиль крепится к коробу с помощью саморезов. Z-образный профиль чаще используется для фиксации тяжелых массивных воздуховодов – в этом случае уголок дополнительно поддерживает короб под нижний угол и придает конструкции дополнительную жесткость, снижая при этом нагрузку на саморезы.
В месте фиксации профиля к шпильке устанавливаются резиновые уплотнители – они гасят вибрацию воздуховода и снижают уровень шума.
Крепление шпильками и траверсой обычно используется при монтаже больших магистральных воздуховодов шириной свыше 600 мм. В этом случае тело воздуховода опирается на траверсу, а возможные боковые перемещения ограничены шпильками. Для более плотной фиксации и повышения звукоизоляции между стенкой воздуховода и траверсой прокладывается дополнительный резиновый профиль. Данный метод предпочтителен при монтаже звуко- и теплоизолированных воздушных каналов, так как сам воздуховод остается полностью герметичным в связи с отказом от саморезов.
Крепление шпильками и хомутом считается оптимальным для монтажа воздуховодов круглого сечения – как простых, так и изолированных.
При монтаже небольших отрезков гибкого воздуховода можно использовать хомуты без шпилек.
Крепление перфолентой можно использовать при монтаже круглых и прямоугольных воздуховодов. В первом случае лента сворачивается в петлю, во втором – крепится к болтовому соединению воздуховода. Несмотря на относительную дешевизну метода, конструкция не получает необходимой жесткости и может заметно вибрировать. Такой метод фиксации уместно использовать лишь для небольших воздуховодов диаметром до 200 мм.
С противоположной стороны воздуховод крепится непосредственно к потолку анкерным соединением либо к металлической балке с помощью струбцины.
Монтаж жесткого прямоугольного воздуховода
Горизонтальные металлические воздуховоды имеют большое сечение и чаще всего используются на крупных промышленных объектах. В целях безопасности основная часть сборки воздуховодов в крупные узлы до 25-30 метров в длину осуществляется на земле, затем поднимают на заданную высоту с помощью специального оборудования.
Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов осуществляется следующим образом:
- Фиксация крепежей в проектных точках: анкерное соединение с потолком либо прокладка системы балок (уголок, тавр или двутавр)
- Расстановка подъемного оборудования, подготовка строительных лесов и вышек
- Соединение укрупненных узлов из прямых отрезков и фасонных частей
- Установка хомутов и иных средств крепления в заданных точках собранного отрезка воздуховода
- Подъем собранного узла на проектную высоту и фиксация на подготовленные ранее крепежи
- Соединение последнего отрезка с ранее смонтированным участком воздуховода.
Нередко металлические воздуховоды прокладывают в межферменном пространстве или под перекрытиями зданий. Эти методы более сложны в исполнении, но позволяют сэкономить пространство и улучшить интерьер.
Монтаж гибкого воздуховода
Гибкий и полужесткий воздуховод с небольшим сечением обычно устанавливается в квартирах и небольших коттеджах. Монтаж гибкого воздуховода осуществляется в несколько этапов.
- Разметка магистрали. Система вентиляции и кондиционирования воздуха обычно устанавливается согласно проектным чертежам, где указаны траектории прокладки воздуховодов. Проводим на потолке линию (карандашом или маркером), вдоль которой пройдет канал.
- Монтаж креплений. Чтобы предотвратить возможные провисания, крепим дюбеля через каждые 40 см нашей линии и фиксируем на них хомуты.
- Определяем необходимую длину воздуховода и отмеряем рукав воздуховода. Замерять «трубу» необходимо при ее максимальном натяжении.
- Если необходимо отрезать лишнюю часть воздуховода – можно воспользоваться острым ножом либо ножницами и перекусить проволоку (каркас) кусачками. Резать изоляцию можно только в перчатках.
- Если необходимо нарастить длину воздуховода – противоположные части рукава надеваются на соединительный фланец и крепятся хомутами.
- Конец рукава соединяется с патрубком или фланцем вентиляционной решетки (или фиксируется в месте ее будущей установки).
- Остальная часть рукава под натяжением протягивается через подготовленные хомуты до точки соединения с центральной вентиляционной магистралью.
- Если в проекте предусмотрено несколько вентиляционных отверстий, то к каждому из них создается отдельный отвод.
Монтаж изолированного воздуховода
Монтаж теплоизолированного воздуховода выполняется аналогичным способом, но есть и особенности: при нарезке или соединении рукава необходимо сначала отвернуть изоляционный слой, затем отрезать/соединить с фланцем внутренний каркас, герметизировать соединение, затем вернуть на место теплоизоляцию, повторно ее закрепить и заизолировать.
Для изоляции внешнего слоя применяется алюминиевая лента и хомуты, которые призваны соединить теплоизоляционную оболочку с телом воздуховода.
При монтаже звукоизолированного воздуховода необходимо учитывать, что «слабым» местом может быть фланцевое соединение. Для более высокого шумопоглощения воздуховод полностью надевается на патрубок (без зазоров). Герметизация соединений также выполняется с помощью алюминиевой ленты и хомутов.
Техника безопасности при монтаже воздуховода
Существует колоссальная разница между монтажом пластиковой домашней вентиляции и установкой массивного промышленного воздуховода – высотные работы всегда отличались высокой степенью риска. Однако учитывая, что на производственных объектах вентиляцию устанавливают профессиональные альпинисты, мы предупреждаем вас о тех недоразумениях, которые могут произойти дома.
- Небольшая высота остается травмоопасной – выбирайте для работы надежные леса и подмости. Крайне не рекомендуется работать с лестницы или стремянки без страховки.
- Работа с теплоизоляцией – исключительно в перчатках, желательно – в очках. Для резки используем самый острый нож или ножницы из тех, что есть в наличии – чтобы волокно не мочалилось и не разлеталось по помещению.
- Если минеральная вата все же попала в глаза, их следует тщательно промыть большим количеством воды и обратиться к офтальмологу. Первый симптом – зуд.
Если соблюдать эти несложные правила, вы быстро и легко установите дома систему воздуховодов любого уровня сложности.
Типы и виды воздуховодов
Воздуховоды – это разводка труб, по которым в системе вентиляции движется воздух. По этим каналам приточная вентиляция нагнетает в помещения, находящиеся на расстоянии от воздухозаборника, свежий воздух, а вытяжная вентиляция выводит на улицу воздух отработанный. Воздуховоды можно классифицировать по нескольким признакам:
- Жесткость (гибкие, полужесткие, жесткие)
- Форма (круглые, прямоугольные)
- Материал (пластик, алюминий, сталь и пр.)
- Изоляция (неизолированные либо с изоляцией)
Гибкие воздуховоды (гладкие и гофрированные) отличаются высокими аэродинамическими свойствами, за счет чего снижается уровень шума и вибрации. Такие каналы рационально использовать для монтажа непротяженных вентиляционных магистралей, а также вместо гибких вставок или угловых отводов.
Гибкие воздушные рукава делят на каркасные и бескаркасные. В роли каркаса обычно выступает стальная или полимерная проволока, придающая воздуховоду жесткость на излом и сохраняющая гибкость для прокладки поворотных воздушных трасс. Сверху стальная пружина обшивается материалами из синтетики, полимеров или алюминиевой лентой. Гибкие воздуховоды всегда имеют круглое сечение и могут иметь дополнительное шумопоглощающее либо теплоизоляционное покрытие.
Полужесткие воздуховоды имеют схожее устройство – в качестве армирования используется стальная спираль, которая обшивается минеральным волокном и вскрывается с двух сторон алюминием.
Жесткие воздуховоды изготавливаются преимущественно из тонколистового металла – черной/оцинкованной/нержавеющей стали, алюминия. Они бывают:
- Прямошовные. Бывают круглого, овального и прямоугольного сечения. Представляют собой раскатанный и развальцованный лист металла, замкнутый по контуру посредством сварки либо на фальцевый замок.
- Спирально-навивные. Исключительно круглого сечения. Труба представляет собой скатанную из длинного узкого металлического листа спираль.
Выбор воздуховода
Выбор воздуховода стоит доверить специалистам, которые проектируют вашу систему вентиляции и кондиционирования. Инженеры учтут все факторы (аэродинамика каналов, мощность оборудования, объем выводимого либо замещаемого воздуха и т.п.) и найдут оптимальное решение, в частности – определят необходимое сечение и материал воздуховода.
Жесткость каналов.
В квартире или частном доме обычно бывает достаточно гибкого рукава – благодаря низкому уровню шума вентиляция не доставит владельцу хлопот. Однако гибкие и полугибкие воздуховоды занимают много места, поэтому в качестве основных магистралей чаще используются прямоугольные короба, а гибкие рукава подводятся непосредственно к вентиляционным решеткам.
При реализации более масштабной – общедомовой либо производственной системы вентиляции используются преимущественно жесткие воздуховоды согласно:
- ВСН 353-86 «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей»;
- ТУ-36-736-93 «Воздуховоды металлические»;
Материал воздуховода.
Для перемещения воздушных масс температурой до 80 °С и относительной влажностью до 60 % используются воздуховоды:
- Из тонколистовой холоднокатаной оцинкованной стали толщиной 0,5–1,0 мм
- Из тонколистовой горячекатаной стали толщиной 0,5–1,0 мм
Если температурные показатели либо влажность в помещении превышает указанные параметры, используются воздуховоды из нержавеющей стали или из углеродистой стали толщиной 1,5 – 2,0 мм.
При наличии в воздушной смеси химически активных газов, паров, пыли воздуховоды изготавливают из металлопласта, алюминия и его сплавов, углеродистой стали толщиной 1,5–2,0 мм с соответствующим защитным покрытием. Герметичность воздуховодов обеспечивается по классу «Н» ТУ 36-736-93 и «В» по EVROVENT 2/2 с пределом давления и разряжения 750 Па.
Изоляция воздуховода.
Теплоизоляционная обмотка защищает воздуховод от образования конденсата, что продлевает срок службы системы. Однако в квартирных или офисных вентиляционных каналах теплоизоляцией можно пренебречь – она требуется преимущественно для магистралей, расположенных на улице либо в неотапливаемых помещениях.
Звукоизоляция воздуховодов требуется преимущественно в жилых помещениях – спальнях, детских комнатах. Однако проблему шума можно решить конструктивным путем – с помощью труб большого сечения с толстыми стенками или путем установки виброизоляции.
Расчет воздуховода
Для расчета сечения воздуховодов специалисты предварительно составляют общую схему воздухопроводной сети и вычисляют необходимый объем воздухообмена (м 3 /ч).
Формула расчета сечения воздуховода выглядит следующим образом:
где S – площадь сечения воздуховода (круглого либо прямоугольного), м 2
L – необходимый объем воздухообмена, м 3 /ч
V – скорость воздуха в канале, м/с
3600 – коэффициент для согласования единиц (часы и секунды)
Диаметр круглого воздуховода высчитывается по формуле:
Размеры прямоугольного воздуховода высчитываются по формуле:
где А и В – это ширина стен воздуховода, м
Среди имеющихся в ассортименте труб и коробов необходимо выбрать те каналы, которые соответствуют либо незначительно превышают расчетное значение.
В жилых и офисных помещениях скорость воздуха в каналах ограничивают на уровне 3 – 4 м/с, поскольку при более высокой скорости шум от вентиляции будет весьма ощутимым. В магистральных каналах, к которым подсоединяется вентустановка, скорость потока может достигать 6 – 8 м/с, так как сечение присоединительного фланца ограничено размерами вентиляционного оборудования. В случае, когда скорость потока превышает 8 м/с или шум от магистрального воздуховода попадает в жилые помещения, скорость можно уменьшить, установив более широкий канал – в этом случае он соединяется с фланцем вентиляционной установки через переходник.
В таблице ниже приведены данные по расходу воздуха в круглых и прямоугольных воздуховодах при разных скоростях движения воздуха.
Чтобы максимально снизить уровень шума от системы вентиляции, можно использовать низкоскоростные воздуховоды с сечением больше, чем необходимо из расчетов. Однако такие каналы занимают слишком много пространства и экономически нецелесообразны.
Отзывы о компании ООО “ИНТЕХ”:
Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
© 2003-2020 ИНТЕХ – Вентиляция и кондиционирование. Контакты
Секреты крепления воздуховодов к потолку своими руками
Методов установки воздуходувов существует несколько. Их сборку производят как на вертикальной плоскости, так и на горизонтальной. В редких случаях воздуходувы закрепляют даже по наклонной. Чаще всего осуществляется крепление воздуховодов к потолку или же к стене. Для этого применяют различные элементы фиксации. Выбор того или иного метода во многом зависит от того, какой формы и размер основного канала, по которому и будет проходить поток воздуха. Стандартными считаются круглые и квадратные сечения.
Среди основных требований к воздуходувам отмечают герметичность, соответствие санитарным нормам, напор должен хорошо поддерживаться.
Горизонтальная фиксация
Существуют разные способы фиксации вентиляции в горизонтальном положении. В случае произведения монтажа на железобетонные колонны, стоит позаботиться о наличии кронштейнов из железа и стали в виде угольника. Собирают и устанавливают их, применяя угловые подкладки. На том элементе кронштейна, который выступает, есть отверстие.
Именно его применяют для того, чтобы подвесить систему вентиляции. Насколько длинной будет заделываться кирпичная стена и размер планки, которая из нее выходит, находится в прямой зависимости от того, каких размеров сам канал.
Для того, чтобы прикрепить воздуходув к железобетонной колонне, понадобится уголок, косынки из металлического листа и подкосы. Стальная плита крепится с помощью дюбелей. Только после этого уже можно привинтить подкос и уголок.
В случае надобности прикрепить на бетонную панель, понадобятся кронштейны. Для металлической колонны достаточно хомутков и траверсов. А вот для сборки на балки-двутавры пригодятся скобы, для изготовления которых применяли сталь или железо.
Вертикальная фиксация
Осуществляя крепление круглых воздуховодов к потолку, необходимо применять опоры, в состав которых входит:
- консоль (металлическая);
- предназначенные для этого подкладки;
- хомуты.
Для присоединения круглых вентиляционных систем к массивной колонне, которая сделана из железобетона, лучше выбрать кронштейны, состоящие из консолей, которые до этого уже приварили к плите из железа и пары хомутов. Их нужно будет соединить с помощью болтов, когда сборка воздуховода будет закончена.
В том случае, если монтировать вентиляцию на стены невозможно, допускается ее размещение на крыше.
Процесс крепления горизонтальной вентиляции
Вся инструкция произведения работ сводится к таким пунктам:
- Осмотреть то место, где будет проходить воздуховод.
- Разместить на стенах элементы крепления вентиляции.
- Установить подъемники и подвезти все детали.
- Собрать в блоки все детали, которые находятся по отдельности, и укрепить хомуты, нужные для крепления подвески.
- Сборка воздуховодов, применяя фланцевые крепления.
- Процесс сборки и крепежа системы на те элементы, которые предварительно были прикреплены к стенам.
- Проверить, правильно ли была произведена установка. Соединить тот участок вентиляции, который снова был проведен, учитывая те блоки, которые уже есть в здании.
- Убрать все приспособления, которые играют лишь вспомогательную роль, и проверить, как действует система в собранном виде.
Если установку производить под крышей, требуется подача частей и деталей непосредственно к месту монтажа. На месте их самостоятельно соединяют, создавая целые блоки, применяя специальные подставки. Только после этого, используя лебедки, изделие стоит поднять, а фланцы соединить. Предварительно их располагают в тех местах, где это нужно. Участок, который уже собран, устанавливают на место, лебедки передвигаются, и начинается работа со следующим из звеньев. Таким образом, осуществляется весь процесс, пока работа не будет окончательно завершена.
В том случае, если сама колонна выполнена в виде решетки, процесс будет осуществляться между раскосами или же по граням. При выборе первого варианта, следует изначально закрепить патрубки и только после этого приступать к основным работам. На место установки вентиляции, ее вводят не целиком, а фрагментами. Второй же из вариантов отличается особенностью сбора крупных блоков, которые впоследствии следует поднять при помощи лебедки и прикрепить кронштейнами.
Процесс монтажа вертикальной вентиляции
Первое, что нужно сделать – это произвести разметку тех мест, где будут располагаться крепежные элементы. После этого начинается установка этих деталей и подвод частей воздуховода непосредственно к месту осуществления всех работ. В этом процессе нет ничего сложного, все этапы работы можно осуществить своими руками.
Работа начинается с закрепления кронштейна, подъемника и консоли на наружной стене. Отдельные детали собирают в целые конструкции. Для подъема собранной части производится установка специального зонта. Используя растяжки, ее выравнивают и производят фиксацию. После этого части конструкции объединяют и закрепляют. Для того чтобы удлинить воздуходув, можно нарастить конструкцию снизу, удлинить сверху или же прибегнуть к методу выдавливания.
При необходимости увеличения пролета в таких местах, как наружная стена, конструкцию наращивают снизу. Производится установка лебедки и канат опускается в шахту. Используя подъемники, производится монтаж крепежа и только после этого начинается сборка самого воздухопровода. Звенья поочередно на канате поднимают к тому месту, где и будет осуществляться установка. Когда будет установлена последняя из деталей, лебедку уже можно снять и закрепить части, которые осталось осуществить с помощью зонта.
Бывают случаи, когда воздухопровод весит гораздо больше, чем могут поднять механизмы, которые используются. В этом случае лучше удлиняют всю систему сверху. Сборка блоков осуществляется так же, как говорилось выше и после этого соединяют способом наращивания сверху. Первым делом следует каждую из частей укрепить на созданных опорах и только после этого второй из кусков следует поставить на то место, которое соответствует указанному проектом. Канат к первому фрагменту опускают именно от него. После этого всю конструкцию необходимо снять и переставить на первый из кусков.
С помощью лебедки требуется натянуть трос и освободить от крепления тот фрагмент, который был первым. Таким же способом укрепляют и второй. Таким образом можно осуществить наращивание вверх до того уровня, который нужен.
Такой метод, как выдавливание, принято использовать в тех случаях, когда появляется надобность проводить воздуховод в штреках шахт или в проемах, которые имеются в кровле. Стоит установить пару лебедок, в стену же вставить элементы крепления. Из деталей, которые есть в наличии собрать фрагмент крепежа, после чего к низу крепят плиту, на которой есть проушины. Именно в них и происходит завод канатов лебедок. Подъем конструкции желательно осуществлять до того момента, пока верхний фланец не станет заметен на крыше. Выступ при этом должен быть не более полуметра. На необходимой высоте закрепляются все фрагменты. С помощью тросов объединяют с самой крышей. Таким образом, производится крепление воздуховодов к потолку.
Разнообразие видов монтажа
Для закрепления частей конструкции можно использовать бандажи. Технология при этом достаточно простая. Для этого достаточно составить ведомость, в которой будут учтены все без исключения укрупненные фрагменты. Устанавливается крепеж и механизмы для подъема. Если воздухопровод круглый, то необходимо его собрать из больших блоков.
Первая деталь при этом от бандажа освобождается. Концы его необходимо развести и завести в следующую деталь. Все концы стягивают с помощью болта. По очереди производится сборка всех частей и их монтировка.
Есть и такие способы крепления, когда используют рейки и шины. Этот вариант отлично подойдет для монтажа конструкции, у которой сечение прямоугольное. Весь процесс сводится к нескольким этапам. Необходимо установить все элементы крепежа и механизмы подъема. Поднять часть конструкции и закрепить там, где это необходимо. В случае, если монтаж осуществляется в горизонтальном положении, то нужны будут еще и траверсы. По вертикали же лучше будет использовать захват, который для этого же и предназначен. Все стыки следует соединить с помощью шин. Там же, где это невозможно – подойдут и обычные планки.
Процесс закрепления
Вертикальные воздуходувы монтируются следующим образом. Отдельные части будущего водопровода необходимо закрепить к кронштейну с помощью шурупов или же винтов.
Устанавливая прямоугольный канал, допускается применить Z-образный кронштейн. При этом также используются шурупы. А вот если при монтаже используется профиль и шпильки, вполне достаточно будет упереть систему в траверсу, а с помощью резьбовых деталей ограничить смещения в бок. Популярен при этом профиль из резины. Среди его преимуществ стоит отметить отличную звукоизоляцию.
Для закрепления трубы с круглым сечением допустимо использовать перфоленту. Для этого могут быть использованы петли или же винты, которыми и будет осуществлен крепеж в тех местах, где их необходимо закрепить. Но при этом есть и недостаток – недостаточная жесткость.
Для того чтобы в значительной степени уменьшился уровень шума, желательно в местах крепления использовать не только перфоленту, но и хомут. При этом калибр трубы должен быть минимум 20 см. Приемлемым считается использование вместе с хомутом шпилек. Для крепежа на потолке лучше использовать балку, на которой есть струбцина.
Узел 1.15 – 1.17 Монтаж круглых воздуховодов к стене
Узлы крепления круглых воздуховодов устанавливают, используя для этого определенные наборы комплектующих. Их состав зависит от:
- Массы и диаметра воздуховода.
- Наличия/отсутствия изоляционного слоя на нем.
- Параметров потока воздуха (давление, скорость, влажность, температура, степень загрязненности).
- Окружающих условий.
Узел 1.15 Крепление воздуховода к стене
Описание
Крепление круглых неизолированных воздуховодов среднего диаметра к стене хомутом, вывешенном на консоли со шпилькой. Этот метод установки способствует равномерному распределению нагрузки по длине траверсы, препятствуя ее недопустимому изгибу. Он подойдет для воздуховодов круглого сечения, по которым с небольшой скоростью идет воздух невысокой влажности и температуры, не содержащий пыли, загрязнений, едких соединений. Применяют для устройства систем вентиляции или кондиционирования воздуха производственных цехов, складов и коммерческих объектов, несколько реже – в быту.
Два анкерных болта FAZ крепят консоль к стене, в нее вкручивают и контрят шпильку, а на ее противоположный конец – хомут. Внутрь него помещают воздуховод и фиксируют там, зажимая винты.
Комплектующие
Из стали с гальванической оцинковкой поверхности. Для эксплуатации в конструкциях, испытывающих вибрации, разрушающие нагрузки и постоянную влажность.
- Консоль монтажная из С-профиля. Для выбора нужного положения шпильки имеет перфорированные пазы. На ней вывешивают воздуховод.
- Круглый хомут для воздуховода. Связывает его с траверсой и служит для равномерного распределения нагрузки. Надежная фиксация с продолжительным сроком службы.
- Заглушка траверсы. Предохраняет от травм во время монтажа. Закрывает торец консоли.
- Разжимной анкерный болт. Надежно крепит опорную пластину консоли к стене, равномерным образом передавая на нее усилие от монтажного узла с воздуховодом.
- Гайка для шины траверсы. Фиксирует положение шпильки на консоли с помощью болта с нужной резьбой.
- Шестигранная гайка. Используется как крепеж, контрящий шпильку с хомутом в гайке для шины.
- Шпилька с резьбой. Прочно связывает хомут с консолью в жесткую конструкцию.
Узел 1.16 Крепление воздуховода к стене
Описание
Установка воздуховода круглого сечения небольших диаметров (без изоляции) на стену помещения делается при помощи хомута, зафиксированного шпилькой на траверсе. Такой монтаж снижает усилие на консоль, исключает ее прогиб или отрыв от основания. Крепежный узел полностью сохраняет геометрическую форму воздуховода и предотвращает повреждение его стенок в процессе монтажа, т.к. вентиляционный канал вывешен и соприкасается только с полухомутами. Используется в бытовых условиях для приточно-вытяжной вентиляции индивидуальных домов, а также небольших автосервисов, моек, пищеблоков кафе и ресторанов.
Траверса через опорную плиту забивными анкерами прикреплена на стене. В консольной ее части установлена шпилька с хомутом. Для закрепления круглый воздуховод вставляют в хомут и обжимают его невыпадающими винтами.
Комплектующие
Из качественной жаропрочной стали, защищенной от коррозии оцинковкой. Используются в узлах крепления с воздействием влажного воздуха, высоких температур и агрессивных соединений.
- Перфорированная установочная траверса. На нее через хомут подвешивают воздуховод.
- Хомут круглой формы. Охватывает воздуховод, равномерно передавая усилие от его массы на шпильку и, далее, к консоли. Прочный крепежный элемент с длительным ресурсом работы.
- Заглушка торца траверсы. Улучшает внешний вид, не допускает появления влаги в ее скрытой полости. Исключает травмы исполнителей во время работ по монтажу или обслуживанию.
- Забивные анкеры с болтами и плоскими шайбами. Фиксируют консоль, тем самым перераспределяя на стенку нагрузку от узла крепления воздуховода.
- Гайка консоли. Надежно определяет место шпильки на траверсе, зажимается болтом.
- Гайка шестигранная. Предохраняет шпильку с хомутом, закрепленную в шине, от самопроизвольного отворачивания при эксплуатации.
- Резьбовая шпилька. Основной элемент, обеспечивающий прочность крепежного узла, а также связь консоли с хомутом и воздуховодом.
Узел 1.17 Крепление воздуховода к стене
Описание
Круглые воздуховоды, кроме вентиляции, применяют для удаления воздуха с избытком влаги, загрязненного пылью или же перемещения сыпучих грузов. Нагрузка на воздуховоды и их узлы крепления растет, возможно возникновение вибрации и шума. Для таких ситуаций лучше использовать более надежную фиксацию воздуховода на стене в двух точках по его высоте, без использования шпильки. А хомут в обязательном порядке снабжается вибро- звукоизолирующей вставкой. Применяют такие крепления почти исключительно в промышленных условиях для систем удаления дыма, пневмотранспорта и аспирации.
Две консоли располагают на стене так, чтобы одна была опорой воздуховода снизу, а другая прижимала его сверху. Для фиксации на стенке каждой из траверс используют по паре анкерных болтов FAZ. В пазах консолей болтом с гайкой зафиксированы уголки FAF. А напрямую к ним крепят хомут с воздуховодом.
Комплектующие
Из оцинкованной стали. Превосходно работают в нагруженных системах вентиляции, со значительным воздействием шума, вибрации и повышенной температуры перемещаемой среды.
Монтаж воздуховодов
Чтобы получить коммерческое предложение, позвоните нам по телефону +7 (495) 745-01-41 или отправьте быструю заявку
Монтаж гибких воздуховодов
- Воздуховод должен быть полностью растянут. В воздуховоде, который не был полностью растянут, возникают большие потери давления;
- Не используют больше воздуховодов, чем это необходимо;
- Для каждого патрубка используют воздуховод длиной от 1 дo 1,5 м. Если необходима большая длина, воздуховод должен быть правильно закреплен с помощью хомутов;
- Соблюдают осторожность, чтобы при монтаже не повредить воздуховод.При прохождении через стеновые конструкции обязательно используют металлические гильзы или переходники;
- Поврежденный воздуховод заменяют новым. Заменяют также поврежденное наружное покрытие теплоизолированных воздуховодов, во избежание утечек воздуха и падения плотности пара. Внимательно учитывают направление движения воздуха в воздуховоде, которое должно быть “по спирали”.
- Воздуховод должен быть полностью растянут;
- Отмеряют надлежащую длину и наносят метку мягким маркером;
- Разрезают воздуховод на две части прямо по витку острым ножом;
- Обрезают спиральную часть кусачками или бокорезами.
- Отрезают требуемый кусок воздуховода;
- Надебвают воздуховод не менее, чем на 50 мм на патрубок, соблюдая направление движения воздуха “по спирали”;
- Герметизируют соединение с помощью алюминиевой ленты “DIAFLEX”, либо герметика.
- Закрепляют загерметизированный воздуховод хомутом. Воздуховоды без теплоизоляции можно также закрепить нейлоновым шланговым хомутом.
- Максимальное провисание воздуховода между двумя точками крепления не должно превышать 50 мм/м (рис. 1а);
- Расстояние между двумя точками подвески колеблется от 1,5 до 3 м в зависимости от типа воздуховода (рис.1б);
- Для гибкого воздуховода над потолочными конструкциями расстояние между центрами опор должно составлять 1 метр (рис. 1в);
- В случае вертикальной подвески воздуховода расстояние между стабилизирующими крепежными хомутами должно быть равным от 1м до 1,8м (рис.1г);
рис. 1а рис. 1б рис. 1в рис. 1г
- Гибкие воздуховоды не должны использоваться в вертикальных колоннах систем распределения воздуха, высотой более 2-х этажей.
- Наименьший радиус изгиба каждого изделия указан на рис. 2а;
- Радиус изгиба должен быть как можно большим. При минимальном радиусе изгиба увеличивается падение давления;
- Для уменьшения влияния радиус изгиба должен быть равен удвоенному диаметру воздуховода (рис. 2б).
рис. 2а рис. 2б
9. Практические ситуации:
МОНТАЖ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫХ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
- Правильно обрезать кусок воздуховода;
- Надеть воздуховод на патрубок не менее чем на 50 мм, соблюдая направления движения воздуха “по-спирали”;
- Отжать изоляционное покрытие;
- Загерметизировать соединение с помощью алюминиевой ленты, обернув ее вокруг воздуховода по меньшей мере два раза;
- Натянуть обратно изоляционное покрытие;
- Прикрепить наружную оболочку к внутреннему воздуховоду с помощью алюминиевой ленты, обернув ее вокруг воздуховода по меньшей мере два раза;
- Обеспечить, чтобы концы воздуховода были надежно загерметизированы;
- Скрепить наружную оболочку и внутренний воздуховод друг с другом металлическими или нейлоновыми хомутами;
- Порядок действий илюстирован на рис.9 и рис.10.
рис. 9 рис. 10
- Одной из них является фиксация изоляционного покрытия хомутом без герметизации лентой. Нет никаких гарантий эффективности данного метода, т. к. такое уплотнение не будет воздухонепроницаемым, а также в этих местах возможна конденсация влаги.
- Другой ошибкой является монтаж без учета направления движения воздуха “по спирали”. Следствием ее является повышенный уровень шума, а также износ воздуховода.
МОНТАЖ ГИБКИХ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫХ ШУМОГЛУШАШИХ ВОЗДУХОВОДОВ
- Воздуховод должен быть надет на патрубок на длину не менее 50 мм. Для оптимального звукопоглощения надевают воздуховод на всю длину патрубка;
- После герметизации лентой, надежно закрепляют воздуховод хомутом.
Негерметичные воздуховоды монтируются таким же образом, как теплоизолированные воздуховоды. Однако необходимо дополнительно прикрепить лентой полиэфирный разделитель к внутреннему воздуховоду с микроперфорацией. После этого выполняют описанные выше операции. Для шумоглушащих воздуховодов, воздухонепроницаемость имеет более важное значение. Из-за микроперфорации наружная оболочка испытывает значительное давление. Возрастают потери давления, а коэффициент ослабления шума уменьшается вследствие не полной герметизации воздуховода. Плохая герметизация вызывает дополнительные шумы, а также дополнительные потери воздуха (рис.11).
рис. 11
Монтаж жестких воздуховодов
- реечный;
- фланцевый;
- с помощью шины и уголка.
Реечное соединение имеет множество минусов, главный из которых – низкая герметичность воздуховода. При таком способе соединения до 30% подаваемого в вентиляционный канал воздуха уходит через стыки между воздуховодами. Иначе говоря, реальная производительность вентилятора должна быть в 1,5 раза выше расчетной. Помимо этого, в наших климатических условиях, в холодное время года при подаче свежего воздуха с улицы в местах утечек может происходить конденсация влаги со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фланцевый способ соединения воздуховодов , который преобладал во времена Советского Союза, распространен достаточно широко, но неуклонно теряет свои позиции. Причина достаточно прозрачна. Для соединения воздуховодов используются фланцы шести различных типоразмеров, для рубки которых необходим пресс с соответствующим набором штампов. Еще один штамп необходим для изготовления соединительных отверстий. Помимо этого, нужен сварочный участок. Организовать подобный процесс можно только в условиях крупного предприятия, поскольку стоимость гидравлического пресса и штампов достаточно велика и окупается только при очень солидных объемах заказов.
Сюда необходимо добавить постоянные эксплуатационные затраты на обслуживание дорогостоящего оборудования.
Еще один минус – отсутствие гибкости. Если заказчик изменил конфигурацию воздуховодов, заранее нарубленные фланцы обычно идут на переплавку.
Все перечисленные причины привели к тому, что в последние годы все большую популярность приобретает способ соединения воздуховодов с помощью шины и уголка , изобретенный немецкой фирмой Metz. Сегодня эта технология преобладает в Европе, и причины ее популярности очевидны. Для соединения воздуховодов со стороной от 80 до 1500 мм требуется всего 3 типоразмера шины с планкой 20, 30 или 40 мм. Для нарезки шины используется обыкновенная маятниковая пила, стоимость которой значительно меньше с ценой пресса. Российская обойдется примерно в 0, а наиболее надежная импортная фирмы Haberly в 00. При этом уголок штампуется на заводе и имеет классические размеры и конфигурацию. На сегодняшний день в столице существует несколько отечественных производителей шины и уголка и достаточное количество поставщиков импортной продукции. При внешней похожести она может существенно отличаться своей конфигурацией. От этого во многом будет зависеть как удобство применения, так и качество соединения элементов вентиляционной системы.
Крепление воздуховода
- Z- образный;
- L- образный.
Если же необходимо установить прямоугольный воздуховод внушительных габаритов (со стороной более 600 мм ), как правило, используют крепление с помощью шпилек и траверсы (фото 3). При использовании такого способа монтажа воздуховод опирается на траверсу, а возможные боковые перемещения ограничены шпильками. В идеальном случае для плотности прилегания и лучшей звукоизоляции между воздуховодом и траверсом помещают специальный резиновый профиль. Таким образом, при траверсном креплении тело воздуховода не травмируется саморезами, и именно поэтому этот способ наиболее предпочтителен при монтаже тепло- и звукоизолированных воздушных каналов.
Фото 3. Крепление при помощи траверса и шпильки
При монтаже воздуховодов круглого сечения чаще всего используют хомуты и шпильки (фото 4). Такой способ прост, эффективен и позволяет монтировать как обычные, так и тепло- звукоизолированные воздуховоды. Самое главное — иметь под рукой набор хомутов необходимого диаметра.
Фото 4. Крепление при помощи хомута и шпильки
Однако в ряде случаев используют крепление как круглых, так и прямоугольных воздуховодов с помощью перфоленты. В первом случае делается петля, а во втором перфоленту цепляют за болт в местах соединения воздуховодов между собой (фото 5). Такое крепление безусловно дешевле, но обладает рядом недостатков. Прежде всего, оно не обеспечивает должной жесткости, а потому воздуховод нередко начинает “гулять” и вибрировать. Помимо этого, при закреплении воздуховодов на перфоленту их трудно выравнивать по высоте. В результате резко увеличивается уровень шума, а при явных ошибках в монтаже может произойти нарушение герметичности трассы. Если уж применять при монтаже перфоленту, то лучше использовать с хомутами (фото 6). Профессиональные монтажники обычно ограничивают использование перфоленты круглыми воздуховодами диаметром до 150–200 мм, а при прокладке воздушных каналов большого сечения предпочитают использовать более надежные виды соединения.
Фото 5. Крепление при Фото 6. Крепелние при
помощи перфоленты без хомута помощи перфоленты с хомутом
Также принципиален и способ крепления воздуховодов к потолку. Как правило, для этого используют высококачественные металлические анкеры, механизм крепления которых вцелом аналогичен тому, как пластиковый дюбель “цепляется” за стену под воздействием шурупа (фото 7).
Фото 7. Забивной анкер
Анкеры вставляются в заранее высверленное отверстие, и с помощью специального долота выбивается перепонка, отделяющая резьбовую часть от “цветка”. Затем в анкер заворачивается шпилька, под действием которой “цветок” раскрывается в отверстии и прочно фиксирует анкер в потолке. Забивные анкеры выдерживают весьма значительные нагрузки, поэтому рекомендуется применять именно этот вид крепежа. В случае применения некоторых других видов крепежа, может произойти ослабление и разбалтывание соединения шпильки с потолком, что приведет к деформации воздуховода со всеми вытекающими последствиями.
Группа компаний «ЕвроХолод» готова реализовать комплексные решения по устройству внутренних инженерных систем и сетей зданий. Мы предоставляем гарантию на купленную у нас технику и все монтажные работы!
Наши менеджеры бесплатно проконсультируют Вас по любым вопросам:
Ждем Вашего звонка по телефону: +7(495) 745-01-41
О компании , Отзывы , Наши объекты , Контакты
Получить коммерческое предложение
Получите коммерческое предложение по вашему объекту, отправив сейчас быструю заявку.