Общедомовые счетчики на отопление: порядок и варианты расчета отопления

Правила установки общедомовых счетчиков тепла в многоквартирном доме

Процесс учета потребления коммунальных ресурсов должен соответствовать законодательству. Для этих целей устанавливаются общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме , которые обеспечивают надежный контроль и фиксацию показаний. Монтаж ОДПУ — обязательная процедура, выполняемая с соблюдением действующих правил. Существуют причины, которые позволяют избежать размещения общего расходомера.

Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме

В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.

На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.

На основании действующих законодательных и нормативных актов было закреплено следующее:

  1. Теплосчетчик должен обязательно присутствовать в многоквартирном доме, за исключением случаев, которые делают установку невозможной и прописаны отдельным перечнем.
  2. Общедомовой прибор монтируется в соответствии с техническими правилами и с учетом типа сетей. Для этого в обязательном порядке выполняется согласование с теплоснабжающей организацией и разработка проекта.
  3. Наличие счетчика при получении советующего разрешения от исполнителя коммунальных услуг дает право на установку в каждой квартире ИПУ тепловой энергии. В иной ситуации расчет происходит в зависимости от индивидуальной жилой площади помещения и ОДН.

Наличие вертикальной разводки отопления считается главным «камнем преткновения» при получении разрешения на установку ИПУ в каждой квартире

ОДПУ — достаточно выгодное решение, но при условии, что устранены все внутридомовые потери тепла, проведен ремонт общих помещений и, главное, минимизирована утрата тепловой энергии из-за недостаточной изоляции фасадов или иных частей, которые взаимодействуют с системой подачи ресурса.

При соблюдении нюансов, согласно отзывам потребителей, экономия может быть существенной, особенно при дополнительном наличии ИПУ.

Установка общедомовых приборов учета тепла

Процесс монтажа устройств в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Кто должен устанавливать и оплачивать

Счетчики тепловой энергии — важный инструмент, позволяющий получать реальные показания расхода коммунального ресурса. Для большего эффекта в многоэтажных домах с множеством собственников принято устанавливать комплекс соответствующего оборудования — узел учета тепловой энергии. Совокупность приборов обеспечивает не только контроль за количеством потребленного тепла, но и позволяет отслеживать соответствие носителя нормативу.

Для владельцев квартир достаточно важна проблема, связанная с оплатой за общедомовой счетчик и монтаж устройства. Согласно законодательству, действует следующий порядок:

  • На основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, установка приборов учета тепла происходит исключительно за счет собственников жилых и коммерческих помещений многоэтажного дома. Схожая норма прописана и ПП РФ № 354, где указывается, что все расходы по обеспечению объекта счетчиками несут владельцы.
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. за 2018 год) регламентирует, что если собственники самостоятельно не приняли решение о размещении ОДПУ в доме, общий счетчик будет устанавливаться принудительно. В такой ситуации каждый владелец должен внести часть назначенной суммы в установленный срок. Исключения действуют, если для монтажа были предусмотрены денежные средства, которые формировались в качестве целевых взносов или иного вида накоплений.
  • На основании исполнения № 261-ФЗ жители могут воспользоваться возможностью установки теплосчетчиков на систему отопления, которая предполагает получение рассрочки на срок до 5 лет. В такой ситуации счетчик и монтаж будут в итоге стоить дороже, ведь дополнительно начисляется годовой процент, который рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Установку расходомеров выполняют только специализированные организации: коммерческие структуры с соответствующим допуском или теплоснабжающие компании, которые чаще всего предоставляют весь комплекс платных и бесплатных услуг (размещение, наладка, тестирование, ввод в эксплуатацию и опломбировка). При обращении в частные фирмы исполнитель коммунальных услуг должен быть информирован о проведении работ, выдав соответствующее разрешение.

На заметку! Смонтированный счетчик сдается в эксплуатацию поставщику ресурса, а до обслуживания допускаются только организации или лица с соответствующей квалификацией.

Можно ли отказаться

Собственники квартир не могут самостоятельно принимать решение, что дом, подключенный к централизованной системе отопления, не будет оборудоваться общим прибором учета. Но существуют причины, в связи с которыми тепловые счетчики на отопление нельзя поставить даже принудительно:

  1. Работы не могут быть выполнены без изменения конструкции объекта или систем, расположенных внутри.
  2. Дом признан ветхим или аварийным, подлежит расселению.
  3. Невозможно обеспечить соблюдение норм, которые предъявляются к участку монтажа и внешним факторам: организовать свободный доступ к месту установки счетчика, исключить воздействие влажности, температуры или электромагнитных помех.

Общедомовые системы учета тепловой энергии должны размещаться в специально оборудованных, а главное — сухих помещениях, в противном случае монтаж счетчиков запрещен

Основные факторы зафиксированы в Приказе № 627 от 29.12.2011, который утвержден Министерством регионального развития РФ. УК или ТСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны составить и подтвердить невозможность размещения прибора соответствующим актом.

Заключение

Установка общедомовых счетчиков тепла по большей части затрагивает старый жилой фонд, ведь новые многоэтажные объекты оснащаются индивидуальным отоплением. Ввиду обязательности монтажа ОДПУ нужно выполнять работы согласно существующим правилам.

Все действия должны быть согласованы со снабжающей организацией. Обязательно составление проекта и допуск до монтажа специализированной компании.

26.02.2018 | Введение в эксплуатацию общедомового прибора учета отопления

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), предусматривают различный порядок расчета стоимости отопления в зависимости от наличия/отсутствия общедомового прибора учета (ОПУ) тепловой энергии. В настоящей статье рассмотрены изменения в расчетах стоимости отопления, связанные с введением в эксплуатацию ОПУ теплоэнергии, при различных способах оплаты отопления.

Варианты расчетов

Примечание: ранее на сайте АКАТО была опубликована статья «Новый порядок оплаты отопления» (дата публикации 27.07.2016), содержащая разъяснения, часть которых на данный момент утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 № 232). В настоящей публикации проанализированы нормы, актуальные на дату размещения статьи на сайте (26.02.2018).

Прежде всего, необходимо напомнить, что Правила 354 устанавливают 6 вариантов расчета стоимости отопления помещений многоквартирного дома (далее — МКД) — в зависимости от выбранного способа оплаты отопления и наличия/отсутствия общедомовых и индивидуальных приборов учета теплоэнергии (далее — ОПУ и ИПУ).

Представим эти варианты в виде таблицы:

Наличие/отсутствие приборов учета

Оплата в течение отопительного периода

Оплата равномерно в течение года

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД

Оплата производится по нормативу потребления

Формула 2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Оплата производится по нормативу потребления с учетом коэффициента периодичности

Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ

Фактически потребленный объем теплоэнергии (по ОПУ) распределяется среди всех собственников помещений пропорционально площади помещений в собственности

Формула 3 Приложения 2 Правил 354:

где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Оплата производится по среднемесячному объему потребления за предыдущий год. В первом квартале года, следующем за расчетным годом, делается корректировка

1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
VТ — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:

,

где:
Pk.пр — размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ

Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: индивидуальное потребление (определяется по ИПУ) и общедомовое потребление (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)

Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

,

где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:

,

где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: среднемесячное индивидуальное потребление за предыдущий год (определяется по ИПУ) и среднемесячное общедомовое потребление за предыдущий год (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)

1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

,

где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

,

где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:

Pkpi — размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Pnpi — размер платы за тепловую энергию, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Отдельно рассмотрим, как меняется расчет стоимости отопления в случае, если ОПУ отсутствовал, а в какой-то момент был введен в эксплуатацию, для двух случаев: при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года.

Оплата отопления по факту потребления

В случае, если оплата отопления производится в отопительный период, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления (формула 2 Приложения 2 Правил 354, столбец 2 строки 2 таблицы).

С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.

1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяется формула 3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 3 таблицы).

Читайте также:  Почему газовая колонка включается с хлопком: поиск причины и советы по ремонту поломки

2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяется формула 3.3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 4 таблицы).

Необходимо отметить, что дата ввода ОПУ в эксплуатацию может не совпадать с датой, с которой показания ОПУ принимаются к учету для целей расчета стоимости потребленной теплоэнергии. Если ОПУ введен в эксплуатацию не с начала месяца, представляется недопустимым использовать измеренное таким прибором количество тепла, потребленное в течение части месяца. В таком случае необходимо использовать показания прибора учета с первого числа месяца, следующим за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.

Формулы расчета стоимости отопления, в которых применяются показания ОПУ, содержат объем потребления теплоэнергии, определенный исключительно за расчетный период, при этом в соответствии с пунктом 37 Правил 354 «Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу».

Таким образом, в случае введения в эксплуатацию прибора учета не с первого числа месяца, корректное применение показаний прибора учета в расчетах возможно только при использовании измерений прибора, произведенных с первого числа месяца, следующего за месяцем введения ОПУ в эксплуатацию.

Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода: в указанном случае стоимость отопления рассчитывается другим способом уже с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ОПУ теплоэнергии в эксплуатацию (либо с момента ввода ОПУ в эксплуатацию, если такой ввод произведен первого числа месяца).

Оплата отопления равномерно в течение года

В случае, если оплата отопления производится равномерно в течение года, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления с учетом коэффициента периодичности (формула 2.1 Приложения 2 Правил 354, столбец 3 строки 2 таблицы).

С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.

1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяются формулы 3.1 (объем потребления в месяц) и 3.2 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 3 таблицы).

2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяются формулы 3.3 (объем потребления в месяц) и 3.4 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 4 таблицы).

Необходимо обратить внимание, что при оплате отопления равномерно в течение года, формулы расчета содержат среднемесячный объем потребления теплоэнергии за предыдущий год. Такой объем может быть определен по показаниям ОПУ (и ИПУ — в случае оборудования ИПУ всех помещений дома), однако для случая введения ОПУ в эксплуатацию (то есть — при отсутствии ОПУ в предыдущем году) определение среднемесячных объемов потребления именно по приборам учета невозможно. Согласно комментарию к формуле 3.1 Приложения 2 Правил 354 «При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению».

Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года: в указанном случае стоимость отопления, предъявляемая к оплате потребителям, не изменяется после введения ОПУ в эксплуатацию. Определенный по ОПУ фактический объем потребления теплоэнергии используется для проведения корректировки платы за отопление и для расчета среднемесячного объема потребления в следующем отопительном периоде.

Заключение

В настоящей статье рассмотрены изменения порядка расчета стоимости отопления в связи с введением в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.

Необходимо особо заострить внимание на том обстоятельстве, что сам по себе факт введения в эксплуатацию ОПУ не может повлечь за собой изменение способа оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года) — выбор способа оплаты отопления является исключительным полномочием органов госвласти субъекта РФ. В том числе органы госвласти субъекта РФ могут изменять ранее выбранный способ, но порядок такого изменения четко регламентирован пунктом 42.2 Правил 354 («42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа») и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 («2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия»).

Как рассчитать оплату за отопление по своей квартире?

Вопрос о расчете размера платы за отопление является очень важным, так как суммы по данной коммунальной услуге потребители получают зачастую довольно внушительные, в то же время не имея никакого понятия, каким образом производился расчет.

С 2012 года, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» порядок расчета размера платы за отопление претерпел ряд изменений.

Несколько раз менялись методики расчета, появлялось отопление, предоставленное на общедомовые нужды, которое рассчитывалось отдельно от отопления, предоставленного в жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях, но затем, в 2013 году отопление вновь стали рассчитывать как единую коммунальную услугу без разделения платы.

Расчет размера платы за отопление менялся с 2017 года, и в 2019 году порядок расчета вновь изменился, появились новые формулы расчета размера платы за отопление, в которых разобраться обычному потребителю не так уж и просто.

Для того чтобы рассчитать размер платы за отопление по своей квартире и выбрать нужную формулу расчета необходимо, в первую очередь знать:

1. Имеется ли на Вашем доме централизованная система теплоснабжения?

Это означает поступает ли тепловая энергия на нужды отопления в Ваш многоквартирный дом уже в готовом виде с использованием централизованных систем или тепловая энергия для Вашего дома производится самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Оборудован ли Ваш многоквартирный дом общедомовым (коллективным) прибором учета, и имеются ли индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях Вашего дома?

Наличие или отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета на доме и индивидуальных приборов учета в помещениях Вашего дома существенно влияет на способ расчета размера платы за отопление.

3. Каким способом Вам производится начисление платы за отопление – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года?

Способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть, в различных регионах нашей страны плата за отопление может начисляться по разному – в течение всего года или только в отопительный период, когда услуга фактически предоставляется.

4. Имеются ли в Вашем доме помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), или которые имеют собственные источники тепловой энергии?

Именно с 2019 года в связи с судебными решениями, процессы по которым проходили в 2018 году, в расчете стали участвовать помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), что предусмотрено технической документацией на дом, или жилые и нежилые помещения, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации. Напомним, что ранее методики расчета размера платы за отопление не предусматривали для таких помещений отдельного расчета, поэтому начисление платы осуществлялось на общих основаниях.

Для того чтобы информация по расчету размера платы за отопление была более понятна, мы рассмотрим каждый способ начисления платы отдельно, с применением той или иной формулы расчета на конкретном примере.

При выборе варианта расчета необходимо обращать внимание на все составляющие, которые определяют методику расчета.

Ниже представлены различные варианты расчета с учетом отдельных факторов, которые и определяют выбор расчета размера платы за отопление:

Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3-1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится равномерно в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4-1Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых/нежилых помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика “распределяется” между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Читайте также:  Как построить русскую печь: кладка своими руками, лучшие порядовки и схемы

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала “Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан” Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. “Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)”, – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Как рассчитать стоимость отопления за 1 кв. м и платить по счетчикам в 2020 году?

Плата за отопление составляет едва ли не большую часть суммы в ежемесячной квитанции за квартплату. Тем более вызывает интерес, каким образом можно проверить справедливость начислений, да и вообще полезно бывает разобраться, как начисляется платеж за теплоснабжение, как привязаны озвучиваемые тарифы к реальным суммам, которые можно видеть в квитанциях ЖКХ.

Практически сразу здесь появляются сложности. Прежде всего это единицы измерения. Многие справедливо привыкли к тому, что энергия измеряется в джоулях, в крайнем случае, в киловатт*часах. Однако когда речь идет о тепле, то используются категории гигакалорий.

Но даже не в единицах измерения заключается главная сложность. Расчет включает в себя задействование множества формул, применение которых зависит от многих факторов, к примеру от того, присутствуют ли в системе отопления дома приборы точного учета тепла. Все эти условия и варианты представляется целесообразным рассмотреть далее.

Стоимость услуги теплоснабжения за 1 кв. м в Гкал в 2019 году в многоквартирном доме

Плата за отопление разнится от региона к региону. Максимальные показатели (которые, конечно же, и востребуются) устанавливаются администрацией региона, как правило, на каждое полугодие. Плюс к тому, формулировка «цена отопления за 1 кВт на м²» не верна – государственные власти ограничивают стоимость именно самой гигакалории, потребляемой единицей коммунального хозяйства.

Ведь гигакалория – это аналог единицы работы (того самого Джоуля или киловатт*часа), просто для удобства имеющего больший масштаб. Так, например:

  • 1 гигакалория соответствует 4 184 000 000,00 Джоулей (4,184 гДж);
  • 1 гигакалория соответствует 1 162,22 киловатт*часа (кВт*ч).

Данные нормативы сильно разнятся между собой по разным регионам в связи с тем, что между ними существенно отличаются и температурные климатические режимы (одно дело – зима в Ставрополье и совсем другое – в Анадыре). Кроме того, даже внутри одного и того же региона (субъекта Федерации) могут существовать несколько разновидностей нормативов в зависимости от того, каково качество дома, для которого применяется данный норматив.

Если это деревянный барак постройки 50-х годов прошлого века, то и энергии для поддержания комфортной температурной среды там потребуется больше, чем в более современных многоэтажных домах.

Норматив задается именно на 1 м² жилой площади, то есть имеет место привязка: чем больше ваша квартира, тем больше вам придется платить за тепло в случае, если действуют нормативные коэффициенты, вне зависимости от того, насколько эффективна в вашем доме теплоизоляция.

Понимая это, государственная администрация стремится создать условия и простимулировать процесс оборудования индивидуальными приборами учета тепла всех потребителей, то есть как минимум произвести установку общедомовых счетчиков тепла.

Однако здесь существует ряд ограничений:

    Сейчас индивидуальный прибор учета на квартиру (в домах постройки до 2012 года) устанавливается в том случае, если там существует централизованная подводка от единого стояка. Если же труб несколько, то установка ИПУ признается на данном этапе физически невозможной в связи с необходимостью установки большого количества счетчиков (на каждую батарею), дороговизной процесса и сложностью ведения учета.

В указанных случаях учет осуществляется в соответствии с нормативами. Но если техническая возможность установки ИПУ и ОДПУ имеется, а потребители все равно предпочитают оставаться на нормативной системе начисления платы за теплоснабжение, то здесь уже начинают действовать штрафные повышающие коэффициенты (о том, как расшифровать КПУ, ИПУ и другое аббревиатуры в квитанции по ЖКХ, можно узнать здесь).

С 01.01.2017 г. такой повышающий коэффициент равен 1,1 к выставляемой теплоснабжающей организацией плате. Сама же стоимость 1 Гкал за 1 квадратный метр в каждом регионе, разумеется, будет разной.

Каков порядок начисления платы в МКД по нормативу 354 Постановления?

Если присутствует сразу несколько систем оплаты за одну и ту же коммунальную услугу, а кроме того, предоставление данного блага обладает свойством неисключаемости (то есть невозможно исключить отдельных пользователей из потребления этой услуги), то приходится изобретать способы, позволяющие производить должный учет ее расходования, чтобы никто не был вынужден переплачивать за то количество услуги (в нашем случае – тепла), которое в действительности не потребляли.

В соответствии с поправками в Правилах расчета потребления тепла (№354) в зависимости от различных сочетаний наличия приборов учета расходования тепла выделяются 4 разных варианта, как вычислить плату за потребленное тепло для каждого из ответственных квартиросъемщиков МКД, которые описываются четырьмя формулами.

Результирующим показателем формулы является сумма ежемесячных отчислений за пользование услугой. Подробное рассмотрение данных формул позволит понять, как проверить правильность начисления платы.

Если не установлены ни общедомовой, ни индивидуальные приборы учета

Здесь оплата за потребленное тепло в квартире начисляется как результат совокупности трех параметров:

  • действующего норматива (утвержденного государственной администрацией региона), определяющего, сколько именно энергии (Гкал) требуется для отопления именно вашего жилья (1 м2) в месяц;
  • действующего тарифа стоимости реальной и условной гигакалории;
  • общей площади квартиры(балконы и другие неотапливаемые пространства здесь не учитываются).

Формула ежемесячного потребления имеет следующий вид:

Pi=Si x N x T
  • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения.
  • N — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Закон предусматривает возможность взимания платы за отопление:

  • как в течении только самого отопительного сезона;
  • так и в течении всего года (законно ли оплачивать отопление летом?).

Решение, как будет начисляться счет за теплоснабжение, принимается региональными властями (в зависимости от наполненности бюджета на ремонт и эксплуатацию тепловых сетей). Но если принимается решение взимать плату по нормативу в течение всего года равномерно (то есть и летом, когда отопление не востребовано, тоже), то в формуле расчета применяются поправочные коэффициенты.

При этом, если оплата производится по нормативным показателям, а дом оборудован общим прибором учета тепла, то при равномерном начислении одинаковая сумма будет взиматься с вас и зимой, и в летние месяцы.

Таким образом, может получиться ситуация, когда количество потребленных по нормативу гигакалорий превысит их реально использованную величину. В этом случае должен производиться корректирующий платеж в пользу каждого ответственного квартиросъемщика по результатам фактического потребления тепла.

Формула корректировки для каждой квартиры выглядит следующим образом:

  • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения;
  • Sобщ — общая площадь всего жилого дома;
  • n — число месяцев, за которое делается перерасчет;
  • Pi — начисленная сумма для i жилого или нежилого помещения за n месяцев;
  • Pсчет. – сумма потребления тепла по общедомовому счетчику за n месяцев потребления.

Если же оплата происходит не равномерно по году, а только за расчетный период (то есть за каждый месяц индивидуально), то используется Формула 1, где нормативные показатели соответствуют данному месяцу (наиболее часто встречающийся вариант расчета).

ОДПУ присутствует, но ИПУ нет

Важная поправка для данной формулы – ни одна квартира в доме не оборудована индивидуальным счетчиком учета тепла:

Pi = V д х S i / S об x T
  • V д — объем потребленного тепла за расчетный период, в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии.
  • S i — площадь i-го жилого (или нежилого) помещения.
  • S о б — общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Формула призвана учесть именно долю данной квартиры в общедомовом потреблении. Разумеется, она не может принять к учету различия в индивидуальном потреблении тепла (например, в одной квартире установлены пластиковые стеклопакеты, а в другой присутствуют разбитые окна), однако это уже первое приближение к индивидуальной ответственности за потребляемое коммунальное благо.

Приборами учета оборудован и сам МКД, и все жилые помещения в нем

Для этой формулы важно, чтобы счетчиками тепла были оборудованы именно все квартиры в доме.

Читайте также:  Как выбрать конвекторный обогреватель: сравнительный обзор и рекомендации перед покупкой
Pi = (Vi n + Vi одн x Si / S об ) x T
  • Vi n — количество потребленного тепла за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении дома, определенный по показаниям индивидуального прибора учета.
  • Vi одн — количество тепловой энергии, потраченной на общедомовые нужды в МКД за расчетный период (при этом дом оборудован общим счетчиком).

Количество тепла, потраченное на общедомовые нужды в многоквартирных домах рассчитывается, как разница между общим количеством тепла (по общему счетчику и суммой показателей всех индивидуальных счетчиков в квартирах).

  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Суть проста: собственное тепло каждый ответственный квартиросъемщик оплачивает самостоятельно, а тепло на общедомовые нужды распределяются между всеми жильцами. При этом в качестве весов используются площади их квартир по отношению к общей полезной площади дома.

Присутствует ОДПУ, однако ИПУ оборудованы не все квартиры, но как минимум одна

Это самый сложный вариант формулы:

Pi = (Vi+Si х (V д -∑Vi) / S об ) x T
  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
  • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Смысл такой: на квартиры без счетчиков экстраполируется значение среднего потребления тепла квартир со счетчиками. Для этого рассчитывается средний объем тепла на квадратный метр в квартирах, оборудованными счетчиками и умножается на количество квадратных метров квартир, приборами учета не оборудованных.

Определение расхода тепловой энергии на ОДН

По сути, все приведенные выше формулы так или иначе стараются совместить прямой учет количества потребленных каждой квартирой гигакалорий (по счетчику или по нормативу), а также разделить по справедливости между ответственными квартиросъемщиками величину тепла, потраченного за период на общедомовые нужды.

Во всех формулах в качестве весов применяется соотношение метража каждой квартиры по отношению к совокупной полезной площади дома, находящегося в собственности у людей.

  • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
  • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
  • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
  • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
  • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

Произвести выделение общедомовых расходов теплоэнергии из общего количества потраченного тепла можно только в случае, если дом оборудован общим счетчиком. В противном случае расчет будет производиться по нормативу.

Как платить по счетчикам?

Подавляющее большинство населения нашей страны оплачивают теплоэнергию по нормативным показателям. Но нормативы всегда берутся с избытком, и потому совершенно естественно, что у граждан в многоквартирном доме есть стимул перейти на оплату тепла по счетчику. К тому же, не очень-то хочется платить за соседа, у которого форточка всегда нараспашку.

Однако сделать это не так-то просто. Во-первых, сами приборы учета тепла еще несовершенны. Здесь возможны 2 варианта:

  1. В квартиру есть подводка единой трубы отопления, от которой в дальнейшем производится внутриквартирная разводка. Тогда счетчик ставится единый (он учитывает расход теплоносителя в трубе, а также разницу входящей и исходящей температуры). В результате формируется количество «оставленной» в квартире энергии.
  2. Если же единой трубы нет, то для того, чтобы перейти на оплату тепла по счетчику, нужно оборудовать все без исключения радиаторы отопления в доме приборами учета расхода тепла. Такой счетчик стоит недешево.

Для того, чтобы начать платить по индивидуальным счетчикам, следует обратиться в управляющую компанию. Нужно подать заявление на перевод начисления оплаты с использованием данных, получаемых от указанных персональных счетчиков. В заявлении после своего Ф.И.О. следует указать полный адрес расположения потребителя (то есть квартиры), а также номер лицевого счета.

Сколько вы будете платить по счетчику?

По счетчику оплата за отопление начисляется за то количество энергии (с учетом разницы температур и расхода теплоносителя в трубе), которое будет оставаться внутри вашей квартиры. (А это меньше, чем по нормативу).

При оплате по счетчику стоимость гигакалории в настоящее время составляет точно ту же величину, как и при оплате по нормативным показателям (все зависит от региона).

Что такое повышающий коэффициент?

Для того чтобы стимулировать переход на оплату тепла по приборам учета, применяется устанавливаемый государством (по всей стране) повышающий коэффициент. С 01.01.2017 г. он составляет 1,1 (к базовой ставке за гигакалорию).

Стоит отметить, что повышенный коэффициент указывается в счетах за отопление, выставляемых от РСО к управляющей компании, применение такого коэффициента к потребителям не предусмотрено, Письмо № 19506-00/04 от 02 июня 2017 г. Применяется он в случае, если техническая возможность установки общедомового счетчика есть, но прибор не установлен.

Льготы для ветеранов труда и инвалидов

Льготы на оплату тепловой энергии предоставляются на 2 уровнях:

    На федеральном:

  • герои СССР и соц. труда;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • инвалиды всех трех групп;
  • граждане, воспитывающие ребенка-инвалида.
  • На региональном:

    • малообеспеченные и многодетные семьи;
    • пенсионеры;
    • ветераны труда;
    • работники тыла во время ВОВ и жители блокадного Ленинграда;
    • работники бюджетной сферы.
  • Единственный способ сдвинуть с мертвой точки модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в стране – это создать систему стимулов у собственников оптимизировать свои затраты на потребляемые коммунальные услуги. Для этого необходимо, чтобы существовала прямая и жесткая корреляция между величиной оплаты и объемами потребления. И достичь этого можно только посредством массового внедрения приборов индивидуального учета (в нашем случае – тепла).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Как УО вести расчёт платы за отопление при нескольких ОДПУ в доме

    В последнее время мы много говорим о нюансах расчёта платы за отопление. Сегодня рассказываем о ситуации, когда в доме нет индивидуальных счётчиков теплоэнергии, зато установлено сразу два ОДПУ. Читайте об итогах судебного дела, в котором УО и ГЖИ спорили, как в такой ситуации должна рассчитываться плата за отопление.

    Разные ОДПУ фиксируют объём потреблённого ресурса в разных частях дома

    В одном из многоквартирных домов Санкт-Петербурга были установлены два общедомовых прибора учёта теплоэнергии, а индивидуальные – отсутствовали. Один ОДПУ фиксировал количество тепла, потреблённого в жилых помещениях дома, второй – в паркинге. Общий ОДПУ в доме не был установлен.

    Владельцы машино-мест получали две квитанции: за отопление в жилом помещении и отопление паркинга. Собственники, владевшие только квартирой, оплачивали отопление только жилой части дома.

    Кому-то из жителей дома не понравилось получать две квитанции за отопление в то время, как его соседи без машин оплачивают только одну, и он направил жалобу в ГЖИ.

    Орган Госжилнадзора по результатам документарной проверки выдал управляющей домом организации предписание. Орган ГЖН настаивал на том, что раздельный расчёт по двум ОДПУ нарушает п. 42.1 ПП РФ № 354. От УО потребовали сделать собственникам перерасчёт платы за отопление исходя из совокупного объёма потреблённого ресурса и с учётом всей площади помещений.

    По мнению ГЖИ, управляющей организации следовало сложить показания двух ОДПУ и разделить полученный объём пропорционально на всех жителей дома без учёта того, владеют ли они машино-местами.

    Орган ГЖН требует расчёта платы исходя из совокупного объёма ресурса, потреблённого домом

    Управляющая организация отказалась делать перерасчёт платы за тепло по суммарным показаниям двух ОДПУ. Она подала иск в суд с требованием признать предписание ГЖИ незаконным.

    Суд отметил, что расчёт платы за теплоснабжение дома должен производиться в соответствии с требованиями п. 42.1 ПП РФ № 354 к расчётам в домах, которые оснащены ОДПУ, но в помещениях которых не установлены индивидуальные приборы учёта тепла. В таких домах размер платы определяется по формуле 3 приложения № 2 к ПП РФ № 354 (в редакции, действовавшей на декабрь 2017 года) на основании показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.

    Потребитель вносит плату за теплоснабжение совокупно, без разделения на плату за потребление её в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Такой порядок, по мнению судьи, обусловлен общим принципом распределения фактически потреблённого всеми помещениями многоквартирного дома объёма теплоэнергии. Такой объём распределяется исходя из показаний ОДПУ пропорционально площади занимаемого помещения, что соответствует позиции ВС РФ.

    Поэтому суд первой инстанции отклонил жалобу управляющей организации и счёл законным требование ГЖИ сделать жителям дома перерасчёт платы за отопление исходы из совокупного объёма потреблённой домом тепловой энергии (жилая часть, паркинг) с учётом площади этих помещений.

    В законодательстве нет формул расчёта платы за отопление при наличии нескольких ОДПУ

    Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, указав на то, что предыдущий суд не учёл существенные обстоятельства дела. Спорный многоквартирный дом имеет два вида помещений: жилая часть и паркинг, каждый из которых оборудован отдельным узлом учёта. Общий прибор учёта теплоэнергии отсутствует.

    УО настаивала на том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок определения объёма коммунальных услуг, когда МКД оборудован несколькими приборами учёта тепловой энергии. Исполнение предписания органа ГЖН нарушит права жильцов, которые не являются собственниками парковочных мест.

    Суд апелляционной инстанции отметил, что в ПП РФ № 354 нет формулы, позволяющей суммировать объём тепловой энергии при расчёте платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении МКД при наличии в доме двух ОДПУ.

    При этом судья сослался на письмо Минстроя РФ от 10.07.2015 № 21519-ОД/04, в котором ведомство также отмечает, что в жилищном законодательстве не определён порядок расчётов объёма теплоэнергии, потреблённой в доме с несколькими подключениями к инженерным сетям и несколькими ОДПУ.

    Определение платы за отопление путём суммирования показаний ОДПУ нарушает права жителей дома

    Рассмотрев все материалы дела, суд пришёл к выводу, что управляющая организация правомерно пользуется при расчётах платы за отопление формулу 3 из приложения № 2 ПП РФ № 354 (в редакции на момент судебного процесса) в течение отопительного периода:

    V – объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, определённый по показаниям ОДПУ тепловой энергии. При этом указанной формулой не предусмотрено суммирование показателей учёта тепловой энергии по различным приборам учёта.

    Наличие в доме двух узлов учёта позволяет управляющей организации применять формулу отдельно в отношении жилых помещений дома и в отношении паркинга. Владельцы парковочных мест оплачивают отопление жилого помещения и паркинга, а собственники, не владеющие площадями паркинга, платят только за тепло в жилой части МКД.

    Апелляционный суд посчитал, что такой расчёт не нарушает нормы жилищного законодательства, а также соответствует ст. 210 ГК РФ. Если в расчётах за теплоэнергию УО будет использовать суммарный показатель объёма коммунального ресурса, тем самым она частично возложит на жителей дома, не владеющих парковочными местами, бремя содержания чужого имущества.

    Также суд отметил, что отсылка суда первой инстанции к решению ВС РФ № АКПИ17-201 неправомерна, поскольку ВС РФ не рассматривал ситуацию с наличием в доме двух узлов учёта и двух ОДПУ тепловой энергии.

    Поэтому суд признал предписание органа ГЖН неисполнимым, не соответствующим требованием ясности и корректности, не содержащим указания на конкретные действия, которые УО должна совершить для устранения нарушения. Предписание не соответствует закону и нарушает права и интересы УО. Предписание ГЖИ было признано незаконным, что подтвердил кассационный суд, отклонивший жалобу надзорного органа.

    Правомерно начисление платы за отопление по показаниям каждого ОДПУ отдельно

    В 2019 году законодатели активно вносят изменения в методики расчёта платы за отопление: уже вышло ПП РФ № 1708, в первом чтении Госдумой РФ принят законопроект № 620233-7. Возможно, однажды в жилищном законодательстве появится и методика расчёта платы за теплоснабжение дома с несколькими ОДПУ.

    Но до этого момента организации, являясь исполнителями коммунальных услуг по отоплению в домах с несколькими узлами учёта и установленными на них ОДПУ, имеют законное право начислять плату отдельно по объёму коммунального ресурса, зафиксированному каждым из таких счётчиков.

    Это право подтверждает судебная практика: например, к таким же выводам пришли суды в деле № А56-62440/2017. Также ВС РФ в определении от 10.04.2019 года по делу по делу № А35-11246/2017 подтвердил правоту судов более низких инстанций и признал правомерность раздельных начислений платы за отопление по нескольким ОДПУ.

    В определении ВС РФ подчеркнул, что показания приборов учёта тепловой энергии отражают реальное количество тепла, которое затрачено на отопление конкретных помещений. При определении платы за отопление должны учитываться показания счётчиков, установленных на входе соответствующей отопительной системы, и площадь жилых и нежилых помещений данной части дома.

    Определение же платы за отопление путём суммирования показаний всех установленных в доме ОДПУ может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×