Корректор газа: функции и периодичность проверки устройств корректировки объема топлива

ГК «Теплоприбор» – разработка, производство и комплексная поставка контрольно-измерительных приборов и автоматики — КИПиА.

Группа компаний (ГК) «Теплоприбор» (Теплоприборы, Промприбор, Теплоконтроль и др.) — это приборы и автоматика для измерения, контроля и регулирования параметров технологических процессов (расходометрия, теплоконтроль, теплоучёт, контроль давления, уровня, свойств и концентрации и пр.).

По цене производителя отгружается продукция как собственного производства, так и наших партнёров — ведущих заводов — производителей КИПиА, аппаратуры регулирования, систем и оборудования для управления технологическими процессами — АСУ ТП (многое имеется в наличии на складе или может быть изготовлено и отгружено в кратчайшие сроки).

Теплоприбор.рф — официальный сайт ГК «Теплоприбор» — это гарантия качества, сроков, справедливой стоимости и прайс-листа с актуальными ценами* (любое предложение на сайте не является публичной офертой).

География ГК «Теплоприбор»:
Москва, Рязань, Челябинск, Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Белгород, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Томск, Омск, Иркутск, Улан-Удэ, Саранск, Чебоксары, Ярославль и другие города РФ, также мы работаем с Белоруссией, Украиной и Казахстаном.

Рекомендации как правильно выбрать, заказать и купить контрольно-измерительные приборы и автоматику (КИПиА), дополнительное/вспомогательное оборудование и защитно-монтажную арматуру, а также другую полезную и интересную информацию см. наши официальные сайты.

Работа и вакансии: в Московский офис (СЗАО, ст. метро Планерная, р-н Куркино (рядом МКАД и г. Химки) требуется менеджер по сбыту КИПиА, ЗП достойная, возможна удаленная работа оклад + %.
teplokip@yandex.ru

Новые публикации: Статья «Датчики давления. Сравнительный обзор видов, характеристик и цен.»

4.2.4. Корректоры объема газа

СПГ-742

корректор для измерения электрических сигналов, соответствующих параметрам потока природного газа, обслуживает два трубопровода, RS232, 4-20 мА, Тос -10…+50°С, IP54, глубина архива: часовой 1199, суточный 399, месячный 99, кт ±0,1 %

СПГ 761.2

для измерения электрических сигналов, соответствующих параметрам природного газа и последующего вычисления расхода и объема газа, кт ±0,05%, IP65, 220 В ±30%, 50 Гц, 7 В·А, часовые архивы 1080 ч, месячные архивы 24 мес, 8 преобразователей с выходными сигналами тока 0-5, 0-20 или 4-20 мА, 4 преобразователя с выходным импульсным или частотным сигналом 0-5 кГц, 4 термопреобразователя сопротивления с характеристикой 50П, Pt50, 100П, Pt100, 50М, 100М

СПГ 762.2

корректор для измерения электрических сигналов, соответствующих параметрам чистых газов и газовых смесей, обслуживает до 12 трубопроводов, кт ±0,05%, 0-5, 0-20 или 4-20 мА, Тос -10…+50 °С, часовые архивы 1080 ч, 24 мес, 366 сут, IP65, 220 В±30%, 50 Гц, 7 В·А

СПГ 763.2

для измерения электрических сигналов, соответствующих параметрам газообразных, жидкостных и газожидкостных углеводородных смесей, Р от 84 до 106,7 кПа, часовые архивы 1080 ч, Тос -10…+50°С, IP65, 220 В ± 30%, 50 Гц, 7 В·А

для преобразования выходных сигналов измерительных преобразователей температуры, давления и расхода газа, абсолютное давление от 0,05 до 10 МПа, 3 канала измерения сопротивления (ТСМ/ТСП-50, 100, 500), 8 каналов измерения тока (0–5, 0(4)–20 мА), 3 канала измерения частоты, Тис -33…+85°С, глубина архива 62 суток

для преобразований выходных сигналов измерительных преобразователей температуры, давления и расхода или объема природного газа, стандартный/рабочий расход (0 – 999999) м3/ч, КТ ± 0,2 % (приведенная погрешность), Тос -40…+70°С, глубина архива — 1448 часов, 125 суток, 24 месяца.

ТС 210

Корректор объема газа ТС 210 предназначен для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям (давление газа — 760 мм. рт. ст., температура газа +20 0С) путем вычисления коэффициента коррекции с использованием измеренного значения температуры газа, подстановочных значений давления и коэффициента сжимаемости газа. Корпус корректора ТС 210 состоит из двух отсеков: микропроцессорного и батарейного. Клеммные […]

ТС 215

Корректор объема газа ТС 215 предназначен для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям (давление газа — 760 мм. рт.ст., температура газа +20°С) путем вычисления коэффициента коррекции с использованием измеренного значения температуры газа, подстановочных значений давления и коэффициента сжимаемости газа. Конструкция корректора объема газа ТС 215 Корпус корректора ТС215 состоит из двух […]

ТС 220

Корректор объема газа ТС 220 предназначен для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям (давление газа — 760 мм. рт.ст., температура газа +20°С) путем вычисления коэффициента коррекции с использованием измеренного значения температуры газа, подстановочных значений давления и коэффициента сжимаемости газа. Является продолжением и развитием корректоров серии ТС. С помощью блоков питания и коммуникационных модулей серии БПЭК (БПЭК-03(Ш), БПЭК-03/Т(Ш), БПЭК-04/ТС) может быть организована система […]

ЕК 260

Корректор объема газа ЕК 260 предназначен для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям (давление газа — 760 мм. рт .ст., температура газа +20 °С) путем вычисления коэффициента сжимаемости газа по ГОСТ 30319.2 и коэффициента коррекции с использованием измеренных значений давления, температуры газа и введенных параметров газа. Корпус корректора ЕК260 разработан с учетом требований, […]

ЕК 270

Электронный корректор газа ЕК-270 — с интегрированными (встроенными или выносными, опц.) датчиками температуры и давления + возможность подключения датчика перепада давления с вентильным блоком +возможность подключения внешнего датчика Тос, 3 цифровых входа, 4 цифровых выхода, погрешность вычисления объема газа 0,5%, интерфейсы оптический и RS232/RS485, индикация, архив, IP65, температура измеряемой среды Тис от минус 23 °С до плюс 60 °С, температура окружающей среды Тос от минус 40 °С до плюс 60 °С, искробезопасность Exi, автономное питание, МПИ 5 лет.

ЕК 280

Корректор газа потоковый ЕК 280 продолжает линейку корреторов серии ЕК и представляет более широкий функционал по сравнению с корректором ЕК 270. Корректор газа потоковый ЕК280 предназначен для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям (давление газа — 760 мм. рт.ст., температура газа +20°С) путем вычисления коэффициента сжимаемости газа и коэффициента коррекции с использованием измеренных значений давления, температуры газа и введенных параметров газа. Подключение […]

ЕК 290

Корректор газа потоковый ЕК 290 подключается одновременно к 2-м счетчикам газа и оснащен двойным комплектом преобразователей давления и температуры. ЕК 290 корректор газа потоковый предназначен для работы с двумя счетчиками газа и используется для приведения рабочего объема газа, прошедшего через счетчик, к стандартным условиям путем вычисления коэффициента сжимаемости газа и коэффициента коррекции с использованием измеренных значений давления, температуры газа и введенных параметров газа. Описание […]

CORUS

ключевой элемент коммерческого узла учета расхода газа, ДИ CORUS: 0,9-10 бар; 3-30 бар; 7,2-80 бар, ДИ CORUS Compact: 0,7-2 бар; 1,5-6 бар, 1 или 2 порта: RS-232, RS-485, низкочастотный вход со счетчика газа (макс. 2-3 Гц), протокол Modbus RTU, ЖКИ дисплей

ФЛОУГАЗ

Блок коррекции объема газа Флоугаз — с интегрированными (встроенными или выносными, опц.) датчиками температуры и давления + возможность подключения датчика перепада давления с вентильным блоком +возможность подключения внешнего датчика Тос, вход НЧ/ВЧ импульсный, абсолютное давление 0,08…10МПа, диапазон давления 1:11, погрешность по объему 0,4%, интерфейсы оптический и RS232х2/RS485 (могут работать одновременно), ЖКИ, архив, IP66, температура измеряемой среды Тис от минус 20 °С до плюс 50 °С, температура окружающей среды Тос от минус 40 °С до плюс 50 °С, искробезопасность Exi, автономное питание, МПИ 5 лет.

ОКВГ-01

Вычислитель-корректор объема газа ОКВГ-01 предназначен для работы совместно с турбинными или роторными (ротационными) счетчиками газа. Корректор ОКВГ-01 осуществляет измерение технологических параметров газа, а также вычисление и приведение к стандартным условиям объема газа, прошедшего через счетчик. Корректор может использоваться на узлах учета газа, где отсутствует промышленная электросеть и объединяться в информационную сеть через интерфейс RS-485. Корректор имеет […]

Рекомендации как правильно выбрать, заказать и купить приборы.
* Рекомендуем уточнять цены на момент выписки счета, т.к. реальная стоимость продукции может незначительно отличаться от заявленной в силу периодичности обновления прайс-листа, объема заказа, условий поставки и других факторов. Оптовая цена указана на базовые исполнение без учета НДС, стоимости дополнительного оборудования, услуг, расходов на тару-упаковку и доставку. Действует гибкая система скидок и спец. предложений.

Внимание! Будьте осторожны при выборе поставщика — на рынке КИПиА имеются дешевые некачественные копии: аналоги, подделки и восстановленные неликвиды, лишенные должного сервиса, гарантии, с меньшими или истекающими сроками поверки или в неполной комплектации.
Подробнее о контрафакте
Предупреждение о воровстве контента

Измерительные комплексы и корректоры объема газа.

Еще сравнительно недавно коммерческий учет в России осуществлялся путем измерения объема газа турбинными (ТРГ) или ротационными (РГ) счетчиками или сужающими устройствами, измерение давления осуществлялось самопишущими манометрами МТС-711 (712), а температуры – самопишущими термометрами ТГС-711 (712). Затем, осуществлялось усреднение показаний измерений давлений и температур за каждые сутки – планиметрированием, и вручную вычислялся объем газа прошедший за истекшие сутки. Такой подход сохранился на многих предприятиях, не оснастивших свои узлы учета газа электронными корректорами.

Необходимо отметить, что суммарная погрешность измерения температуры, давления и количества газа и приведения результатов к нормальным условиям по вышеприведенному алгоритму, как правило, не обеспечивает получение конечного результата с погрешностью не более 2,5%, как этого требуют правила учета газа. Основная погрешность измерения объемам турбинными и ротационными счетчиками равна ±1,5%,
измерения давления – приборами МТС – ±1,0%,
температуры – приборами ТГС – ±1,5%,
погрешность планиметрирования – ±2,0%.

Даже, если считать эти погрешности случайными и вычислять суммарную погрешность как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей, все равно погрешность будет более 3%.

Начиная с 1996 года, в России начинается активное внедрение корректоров объема газа и измерительных комплексов.

Корректор объема газа представляет собой микропроцессорное устройство, к которому подключается выход с объемного счетчика газа, датчика давления и температуры и осуществляется приведение объема к нормальным условиям (для России: 200С и 756 мм . рт. ст.).

Читайте также:  Плохо печет газовая духовка: почему духовка не печет снизу и сверху и как это можно устранить

Дооснащение имеющихся приборов корректором объема газа возможно, если у приборов имеется электрический выход пропорциональный прошедшему объему. Если такого выхода нет, то доработку прибора можно осуществить либо на заводе-изготовителе, либо в сервисных центрах заводов, если заводом предоставлено такое право этим центрам.

В настоящее время приняты и успешно реализуются два подхода к оснащению узлов учета газа корректорами объема газа:

Первый состоит в том, что на объект, оснащаемый узлом учета газа, поставляются отдельно:

  • счетчик газа, имеющий электрический выход (взрывозащищенный, например пара геркон-магнит),
  • датчик давления с унифицированным токовым выходом,
  • и датчик температуры (термометр сопротивления) и корректор (как правило, отечественный).

На объекте эти устройства устанавливаются на трубопровод, подключаются к корректору и, таким образом, создается измерительный комплекс для измерения объема газа и приведения его к нормальным условиям. В случае, если питание корректора сетевое, в комплект приборов входят барьеры искрозащиты. Для принятия такого набора приборов как единого средства измерения, необходимо участие представителя Гостандарта. Недостатком такого подхода является то, что межповерочные сроки счетчика газа, датчиков температуры и давления, а также корректора могут быть различными и такой измерительный комплекс или его отдельные части необходимо достаточно часто поверять. Однако датчики давления и температуры не очень дорогостоящие, и если иметь в запасе резервный поверенный комплект, то, произведя замену на время поверки основного комплекта, можно сохранить преемственность измерения и не прекращать работу комплекса. Возможным представляется выставление требований к изготовителям составляющих узлов комплекса увеличить межповерочный интервал этих составляющих до самого большого интервала имеющегося у одного из изделий. Преимуществом такого подхода меньшая конечная стоимость измерительного комплекса.

Второй подход состоит в выпуске измерительного комплекса, как законченного изделия, на заводе-изготовителе. Для данного комплекса обычно используется одноканальный корректор. В этом случае, важно добиться того, чтобы межповерочный срок всех элементов комплекса был одинаков. Разные межповерочные интервалы у элементов комплекса являются неудобными для потребителя. Например, у измерительного комплекса СГ-ЭКВз-Т(Р) межповерочный интервал счетчика газа СГ-16М составляет три года, ротационного счетчика RVG – четыре года, а датчика давления и корректора –5 лет. Это означает, что за период 5 лет необходимо дважды снимать измерительный комплекс и направлять на поверку. Это снижает преимущество измерительных комплексов перед отдельным комплектованием счетчиков газа корректорами, датчиками давления и термометрами.

Выбор того или иного подхода – за потребителем.

Экономические затраты и выгоду можно подсчитать на стадии принятия решения, если рассматривать не только затраты на приобретение и внедрение комплекса или корректора, а оценить затраты на периодические поверки за некоторый период, например 10 лет, учитывая потери от того, что во время поверок корректоров и комплексов, и других измерительных средств может меняться алгоритм расчета газа и, соответственно, может возрасти плата за газ в этот период.


В настоящее время в России выпускаются довольно много корректоров объема газа. Наиболее известные из них следующие:

  • ВТД (СТД) – фирма «Динфо», г. Москва;
  • СПГ-741, СПГ-761, СПГ-762, СПГ-763 – фирма «Логика», г. Санкт-Петербург;
  • ВКГ-2 – фирма «Теплоком», г. Санкт-Петербург;
  • ТЭКОН-17 – фирма «Крейт», г.Екатеринбург;
  • «Ирга-2» – фирма «Глобус», г. Белгород;

Из импортных наиболее известные:

  • ЕК-260 (взамен ЕК-88/К) – фирмы «Эльстер»;
  • ТС-90 – фирмы «Эльстер»;
  • SEVG – фирмы «Шлюмберже»;
  • Union– фирмы «Шлюмберже»;
  • ТС-90 и «Union» – корректоры только по температуре.

Коррекция по температуре допускается, если давление в месте установки счетчика газа не превышает 4кПа ( 400 мм.вод.ст.), в таком случае давление устанавливается как постоянная величина, а коррекция осуществляется только по температуре. Корректоры по температуре существенно проще и дешевле корректоров по давлению и температуре.

Если представленные выше импортные корректора объема газа являются одноканальными и работают только с одним счетчиком газа, одним датчиком давления и одним термометром, отечественные корректора являются многоканальными. СПГ-741 может работать с двумя счетчиками газа, ВКГ-2 до восьми счетчиков, ВТД (СТД) до десяти. Если на одном объекте установлено несколько счетчиков газа, то многоканальный корректор позволит сократить стоимость средств измерений в несколько раз.

Все отечественные корректора сертифицированы с большинством наиболее известных датчиков давления, КРТ, «МИДА», «Сапфир», «МТ-100», «Корунд» и с большинством платиновых термометров сопротивления ТПР 50 Ом, 100 Ом., 500 Ом., могут работать и с медными термометрами сопротивления. Таким образом имеется возможность варьировать комплектацией добиваясь наиболее оптимальной

Из измерительных комплексов объема газа, поставляемыми в заводской готовности, наиболее известными являются СГ-ЭКВз-Т(Р) с корректором ЕК-260, выпускаемый по лицензии фирмы «Эльстер», TZ/FLUXI+SEVG c коррекотором SEVG, ГСК-2 с корректором ВКГ-2 и ТРСГ+Ирга-2

В качестве первичных преобразователей могут использоваться отечественные турбинные счетчики СГ-16М или СГ-75М (измерительный комплекс – СГ-ЭКВз-Т), ТРСГ или импортные TRZ (TRZ+ЕК-260) или ТZ/FLUXI (TZ/FLUXI+SEVG, ГСК-2), ротационные счетчики RVG (СГ-ЭКВз-Р), турбинные ротационные «DELTA» (DELTA+SEVG, ГСК-2).

Как правило, для заказа измерительного комплекса кроме данных о счетчике газа, необходимо сообщить реальное давление в месте установки счетчика (так как датчик давления обычно узкодиапазонный 1:5) и направление газа через счетчик по отношению к оператору (слева-направо или справа –налево). Последнее обусловлено тем, что при размещении датчика давления внутри корректора, и выполнении импульсной линии из стали, вращение счетной головки становится невозможным.

Нельзя не отметить, что большинство выпускаемых вихревых расходомеров газа ВРСГ-1, СПГ-1, DYMETRIC-9421 являются измерительными комплексами и приводят значение измеренного объема газа к нормальным условиям.

Более подробно с измерительными комплексами, корректорами газа, а также с расходомерами и счетчиками газа можно ознакомиться в книге: Шорников Е.А. «Расходомеры и счетчики газа, узлы учета». Справочник. Санкт-Петербург. Политехника. 2003 г . 127 стр.-

Корректор газа: функции и периодичность проверки устройств корректировки объема топлива

Для юридических лиц.

На Ваше обращение по вопросу необходимости установки электронного
корректора сообщаю.
Количество газа должно определяться с помощью узла учета газа,
состоящего из комплекта средств измерений, соответствующих
действующим и аттестованным в установленном порядке методикам
(методам) измерений, методиками выполнения измерений.
УУГ должен также соответствовать Правилам учета газа, Правилам
поставки газа и другими действующим нормативным документам, в том числе
утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (ГОСТ Р8.740-2011 для турбинных, ротационных и вихревых
счетчиков газа и по ГОСТ 8.586-2005, МИ 2638-2001,РД50-411, для
измерения расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных
сужающих устройств).
Пределы допускаемой относительной погрешности измерения объема
природного газа, приведенного к стандартным условиям для УУГ должны
соответствовать п.7.2.1 ГОСТ Р 8.741-2011.

Установка средств измерения. и их эксплуатация должны выполняться
в соответствии с технической документацией на них и методиками
измерений (методиками выполнения измерений).
Средства измерения, входящие в состав УУГ, выбираются на
основании технического задания (решения) и проекта в соответствии с
расходами газопотребляющего оборудования и условиями эксплуатации.
Техническое задание (решение) и проект должны быть согласованы со всеми
заинтересованными сторонами.

В состав УУГ должны входить:
– Датчики абсолютного (избыточного) давления разных
производителей. Рекомендуется использовать датчики абсолютного давления
с выходным сигналом тока 4-20мА и совместимым с корректором
(вычислителем). В случае измерения расхода газов с помощью стандартных
сужающих устройств используются датчики разности давления с выходным
сигналом тока 4-20мА, совместимые с вычислителем.
– Датчики температуры. Рекомендуется использовать
термопреобразователи сопротивления Pt 100П(100 Ом) с 3-х и 4-х проводной
линией подключения к корректору (вычислителю).
– Средства контроля перепада давления (при измерении по ГОСТ Р 8.740-2011).
– Корректор (вычислитель) совместимый с оборудованием телеметрии
АСУПГ “Мособлгаз”.
Согласно п. 3.20 Правил учета газа, утвержденными приказом
Минэнерго России от 30.12.2013 № 961: “Учет при потреблении попутного
(нефтяного) газа должен предусматривать измерение и регистрацию его
количественных показателей на входе в газопотребляющий объект”.
Раздел 9 ГОСТ Р 8.740-2011 “Государственная система обеспечения
единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с
помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков”
определяет требования к составу средств измерений, средств обработки
результатов измерений, вспомогательных и дополнительных устройств.
Основные средства измерения включают в себя средства измерения
давления, температуры, расходомер-счетчик газа.
для обработки результатов измерений применяют корректоры,
вычислители, измерительно- вычислительные комплексы.
Средства обработки результатов измерений должны в зависимости от
применяемого метода перерасчета преобразовать выходные сигналы от
основных средств измерений, автоматически определять объемный расход
и/или объем газа. приведенный к стандартным условиям.
Измерительно-вычислительные комплексы (ИВК) в своем составе имеют
первичный преобразователь (счетчик), средства измерения абсолютного
давления, средства измерения температуры, корректор, по специальному
заказу в комплект ИВК включается преобразователь перепада давления (для
определения степени загрязненности счетчика).

Для физических лиц.

Средства измерения, входящие в состав УУГ устанавливаемые у
физических лиц, применяемые для индивидуального учета, выбираются
проектной организацией в соответствии с расходами газопотребляющего
оборудования и условиями эксплуатации. Проект должен быть согласован
со всеми заинтересованными сторонами.
У физических лиц в зависимости от расходов и условий эксплуатации
устанавливаются узлы учета газа на базе диафрагменных счетчиков
типоразмера от G 1/6 до G-16, коммунально-диафрагменных счетчиков
типоразмера от G-25 до G-65, счетчиков со встроенным отсечным клапаном и
смарт-картой, счетчиков со встроенным отсечным клапаном и GSM-
модулем, ротационных и турбинных счетчиков с вычислителем (корректором).
Перед счетчиками топоразмера от G-6 до П-65 дополнительно
монтируется запорный клапан со смарт-картой.[SIZE=16px]

Toyoter1 › Блог › Диагностика. Параметры коррекции состава воздушно-топливной смеси (фрагмент статьи).

В своё время сохранил себе умную статейку с умного сайта.
September 2007
V.P.Leshchenko
Images and Photos by Author
Использованы материалы Toyota Technical Training Course 852, Course 874, Course 982

Читайте также:  Газовые котлы наружного размещения: нормативы и требования к размещению уличного оборудования

Расчет базовой длительности количества топлива

Общеизвестно, что основное назначение БУ двигателем современного автомобиля это не только точное
управление составом смеси (временем открытого состояния форсунок) в соответствии с нагрузкой на двигатель и с учетом его состояния, но минимизация ущерба окружающей среде и здоровью людей. Поэтому основные «счетные» ресурсы процессора БУ направлены на решение этих задач. Расчет количества необходимого топлива происходит в несколько этапов.
• Формирование “базового времени впрыска”
• Коррекция времени впрыска по условиям эксплуатации
• Коррекция по напряжению бортовой сети
В начале БУ определяет параметры “базового» количества необходимого топлива и значение угла опережения зажигания на основании данных о частоте вращения коленчатого вала и нагрузке на двигатель. Эти значения считывается из соответствующих таблиц, запрограммированных заводом-изготовителем, и корректируется с использованием поправочного коэффициента, называемого “топливным балансом” (Fuel Trim). После этого производится коррекция состава смеси, которая обычно учитывает текущие (нынешние) параметры системы, то есть состояние двигателя и его систем в настоящее время. К таковым относятся следующие:
• температура охлаждающей жидкости
• температура воздуха во впускном коллекторе
• положение дроссельной заслонки
• состав отработавших газов
• давление в топливной системе
• атмосферное давление (высота над уровнем моря)
• нагрузка на двигатель (Calc Load) определяется по количеству воздуха, поступающего вцилиндры, определяется датчиком расхода/потока воздуха. Возможно использование различных типов: Vane Air Flow meter, Karman Vortex Air Flow meter, Mass Air Flow meter1 или датчиком разрежения (абсолютного давления) во впускном коллекторе (Manifold Absolute Pressure Sensor)
• частота вращения двигателя определяется датчиком положения коленчатого вала
• скорость автомобиля — датчиком скорости
• температура двигателя определяется датчиком температуры охлаждающей жидкости
• положение дроссельной заслонки определяется o датчиком положения дроссельной заслонки o датчиком холостого хода
• температура воздуха определяется датчиком температуры воздуха
• состав отработавших газов может определяться с помощью следующих датчиков:
кислородные датчики (Oxygen Sensor)
датчики обедненной смеси (Sensor Lean Mixture)
датчики состава топливно-воздушной смеси (Air/Fuel Ratio Sensor)
датчик содержания NOx2
• высота над уровнем моря — датчиком давления
• давление в топливной системе – соответствующим датчиком в насосе высокого давления или в топливной магистрали.
Топливный баланс и обратная связь по составу отработавших газов
Величина коррекции количества топлива, подаваемого в цилиндры по напряжению датчика содержания кислорода, зависит от различных факторов. Цель этой коррекции заключается в обеспечении стехиометрического состава смеси. Если степень необходимого вмешательства невелика, например, менее 10%, то БУ справляется с этим сравнительно легко. При необходимости изменения базового значения более чем на 20 %, т.е. для осуществления более существенного изменения, компьютер проводит процедуру “переобучения” (адаптации). Уменьшая или увеличивая базовое время впрыска топлива в пределах допустимого, он проверяет реакцию системы и устанавливает (записывает в память) новое значение этого параметра. При этом для точного поддержания стехиометрического состава топливно-воздушной смеси (14.7:1) по-прежнему используется напряжение датчиков содержания кислорода. В зависимости от различных факторов, в том числе, от высоты над уровнем моря, износа поршневой группы и форсунок, допусков на качество топлива и на изменения в состоянии двигателя, коррекция, определяемая обратной связью по составу отработавших газов, изменяется. В режиме замкнутой обратной связи по напряжению кислородных датчиков происходит изменение состава смеси посредством небольших изменений (приращений). Поэтому, если необходима относительно небольшая коррекция (до 3 %), то ECM сравнительно просто изменяет состав смеси. Обычно диапазон возможного изменения состава смеси составляют ± 20 % от его базового значения.

При необходимости значительных изменений и для предотвращения возможных неточностей или уменьшения
времени отклика, в память записывается информация о результатах коррекции смеси в предыдущих поездках. Эта информация используется в качестве начальной при следующих поездках, чтопозволяет повысить точность поддержания оптимального состава топливной смеси сучетом реального состояния
двигателя. Таким образом, реализуется “процедура переобучения ECM”, известная под названием “Computer
Relearn Procedures”3. Например, в памяти ECM записана “заводская установка” необходимости поддержания
времени впрыска топлива прогретого двигателя равного 3.0 мсек. Если после осуществления коррекции по напряжению кислородного датчика окажется, что необходимо открывать форсунки при прогретом двигателе импульсами напряжения длительностью 3,3 мсек, то при следующих поездках БУ “начнет” регулировку с этого значения.
Влияние топливного баланса на количество подаваемого топлива
Топливный баланс (FT-Fuel Trim) — параметр, который показывает (в процентах) на сколько необходимо изменить длительность подачи топлива, для поддержания оптимального состава смеси (14.7:1). При использовании нескольких датчиков кислорода, система впрыска различает этот параметр для каждого из них. Кроме этого, используются два различных по сути значения этого параметра.
Долговременный топливный баланс (Long Fuel Trim — LFT) характеризует величину изменения базового значения состава смеси, которое произведено для её оптимизации. Этот параметр – результат адаптации системы управления к состоянию двигателя, его систем и компонентов. Например, некоторое снижение давления в топливной системе, негерметичность системы впуска или загрязненность форсунок влекут за собой коррекцию в сторону обогащения смеси.
Положительное значение соответствует обедненной смеси и увеличению подачи топлива. Отрицательное – уменьшению. Диапазон изменений этого параметра составляет ±20%. Этот параметр входит в состав “потока данных” (Data Stream) при сканировании инжекторных систем.
Долговременный топливный баланс (LFT), в отличие от кратковременного (Short Fuel Trim — SFT), — это коррекция, которая остается в памяти, и после выключения зажигания, и это есть характеристика базового времени подачи топлива.
Кратковременный топливный баланс (SFT) — дополнительная и временная коррекция базового состава смеси, которая учитывает изменения напряжения кислородного датчика или тока его чувствительного элемента, то есть “уточняет” состав смеси в настоящий момент. Нормальный диапазон этого параметра составляет ± 20%. При исправной системе он редко больше чем ± 10%.
Если базовая продолжительность подачи топлива приводит к бедной смеси, то баланс SFT откликается положительной коррекцией (от +1 до +20 %), с тем чтобы увеличить подачу топлива и обогатить смесь. Если базовая длительность слишком велика, то параметр SFT реагирует на это отрицательной коррекцией состава смеси (от -1 до -20 %) для уменьшения количества топлива (обеднения смеси). Когда этот параметр находится в диапазоне ± 0%, то это является признаком нейтрального состояния, при котором состав близок к стехиометрическому. Если изменения SFT существенно отличаются от ±10%, то коррекция LFT изменяет базовую длительность впрыска топлива. В результате этого диапазон изменения SFT вновь становится равным ±10%.
В отличие от SFT, которое определяет продолжительность впрыска топлива только в режиме замкнутой обратной связи, параметр LFT корректирует поправочный коэффициент базовой продолжительности впрыска топлива и при разомкнутой обратной связи. В некоторых системах значения LFT сохраняются в энергонезависимой памяти (NVRAM nonvolatile RAM) и не “обнуляются” при отключении аккумулятора. В этом случае ЕСМ “помнит” текущее значение коррекции и при следующих поездках использует сохраненные данные. Но при этом процесс “переобучения” продолжается.
При проведении диагностики с помощью сканеров в автомобилях прошлых лет (pre- OBD II), параметр LFT отображаются как Target A/F
При диагностике Toyota обычными инструментальными средствами значение LFT (Learned Voltage Feedback — LVF) можно проверить измеряя напряжение на контакте VF1 диагностического разъема DLC No.1.
Для лучшего понимания рассмотрим пример адаптации системы к возможному изменению ее
состояний (рис. 3).

Пример #1. Представлены параметры исправной топливной системы. Базовая длительность при
указанной нагрузке и частоте вращения коленчатого вала составляет 3.0 мсек. SFT изменяется в диапазоне
±10%, выходное напряжение датчика кислорода переключается нормально. Система исправна и не требует вмешательства.
Пример #2. Представлены параметры при возникновении негерметичности впускного коллектора
(“подсос” воздуха). Так как нагрузка на двигатель не изменилась, то базовая длительность по-прежнему составляет 3.0 мсек.
• Дополнительный воздух обедняет смесь, поэтому уменьшается выходное напряжение
кислородного датчика.
• SFT безуспешно пытается исправить это положение, но достигает предела +20%.
• ЕСМ “узнает”, что необходимо осуществить коррекцию в сторону увеличения базовой продолжительности впрыска топлива (LFT) для того, чтобы выходное напряжение датчика кислорода находилось в допустимом рабочем диапазоне.
Пример #3. Показан результат того, что ЕСМ изменил LFT на +10 %. Хотя нагрузка и частота не изменились, базовое время впрыска топлива теперь составляет 3.3 мсек.
• В этом состоянии система впрыска поставляет достаточно топлива, чтобы восстановить почти нормальное переключение напряжения датчика кислорода. Переключения происходят, но диапазон напряжения кислородного датчика смещен в зону обедненного состава смеси. Для устранения этого состояния требуется все еще чрезмерная коррекция (SFT = +15 %).
• ЕСМ проводит долговременную коррекцию базовой длительности впрыска (LFT) для того, чтобы параметр SFT снова был в диапазоне ±10%.
Пример #4. Описывает результат дальнейшего изменения LFT. Нагрузка и частота вращения коленчатого вала остались без изменения (как и в примере #1), но базовая продолжительность впрыска топлива увеличилась на 20 % и теперь стала равной 3.6 мсек.
• Базовая длительность подачи снова в пределах ±10% от заданного времени впрыска.
• Нормальные переключения датчика кислорода сопровождаются изменениями SFT ±10% от базовой продолжительности подачи топлива.
Таким образом, в результате адаптации системы впрыска к реальному состоянию системы, состав смеси становится оптимальным. В том случае, когда ЕСМ не в состоянии обеспечить необходимый состав топливно-воздушной смеси, в его память записываются коды неисправности:
P0171 System too Lean (Bank1)
P0172 System too Rich (Bank1)
P0174 System too Lean (Bank2)
P0175 System to Rich (Bank2)
Достаточно интересно влияние некоторых “непрямых” воздействий на базовую длительность впрыска. Например, отмечено уменьшение значения этого параметра после промывки форсунок. Не менее интересна реакция системы впрыска на регулировку опережения зажигания. После установки правильного начального угла опережения зажигания наблюдается уменьшение времени впрыска на холостом ходу прогретого двигателя.

Читайте также:  Заправка бытовых газовых баллонов: правила наполнения, обслуживания и хранения баллонов

Новые требования к коммерческим узлам учета расхода газа

В данной статье рассматриваются новые требования, предъявляемые к коммерческим узлам учета расхода газа (далее – КУУГ) в связи с принятием 1 января 2017 года ГОСТ 30319-2015 «Газ природный. Методы расчета физических свойств» в трех частях, а так же способы приведения КУУГ в соответствие с данным ГОСТом.

ГОСТ 30319-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2015 года № 1743-ст, № 1744-ст. Приказом № 2075-ст от 30 ноября 2015 года установлена дата введения с 1 января 2017 года.

Технический комитет по стандартизации 024 разъяснил своим письмом от 20 сентября 2016 года, что требования вышеуказанного стандарта распространяются на вновь вводимые в эксплуатацию, реконструируемые или подвергаемые техническому перевооружению КУУГ. Приведение действующих КУУГ в соответствие с требованиями ГОСТ 30319-2015 должно осуществляться по истечении срока службы и (или) срока годности. К примеру, срок службы довольно распространенного в Московском регионе корректора объема газа SEVC-D – 15 лет, турбинных счетчиков газа – 10 – 12 лет, ротационных счетчиков газа – около 12 лет.

Следовательно, при проведении работ по полному либо частичному техническому перевооружению ГРУ, ГРП (если там установлен КУУГ), внутренних газопроводов, придется приводить КУУГ в соответствие с ГОСТ 30319-2015.

Есть примеры (в том числе в работе нашей компании) когда филиалы ГУП МО «Мособлгаз» требовали приведение КУУГ в соответствие с вышеуказанным стандартом при замене газоиспользующего оборудования на объекте. То есть работы по замене оборудования производились вне зоны ГРУ где установлен КУУГ, а дальше по ходу движения газа. Соответственно существующий КУУГ находился вне границ проектирования и не подвергался реконструкции или техническому перевооружению. Так как корректор SEVC-D установленный в данном КУУГ не соответствует ГОСТ 30319-2015, то было предложено заменить его.

Итак, какие новые требования предъявляет ГОСТ 30319-2015 к узлам учета газа?
Для начала, следует сказать, что данный стандарт принят взамен утратившего силу ГОСТ 30319-96 и предъявляет требования к методу вычисления коэффициента сжимаемости газа. В старом ГОСТе применялись методы УС GERG-91 мод. и NX-19 мод., а теперь вместо этих двух методов должен применяться новый – AGA8 (Международный стандарт ISO 20765-1:2005). Так же расширен диапазон применимости алгоритмов до абсолютного давления в 30 МПа. По сути, изменились требования только к корректору объема газа, а именно к его прошивке. Требования к остальным компонентам КУУГ (счетчик газа, датчики) остались неизменными.

Существует три способа приведения КУУГ в соответствие с ГОСТ 30319-2015:

1-ый способ – самый простой, заключается в перепрограммировании корректора представителями завода-изготовителя без замены всего КУУГ и его компонентов по согласованию с филиалом ГУП МО «Мособлгаз». Но этот способ может быть использован только на современном КУУГ до истечения его паспортного срока службы с относительно новым корректором (например, ЕК-270 выпущенным после 12.07.13г.) имеющим возможность такого обновления ПО.

2-ой способ. Если отсутствует возможность перепрограммирования корректора объема газа, но остальные компоненты КУУГ соответствуют действующим требованиям, главным образом ГОСТ Р 8.740-2011 «Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков», а паспортный срок службы не истек, то есть возможность произвести замену корректора не меняя весь узел учета. В данном случае специалистами нашей организации разрабатывается раздел УУГ рабочей документации «Техническое решение на узел учета газа» в соответствии с Распоряжением №69 ГУП МО «Мособлгаз» «Об утверждении Порядка согласования технических решений на узлы учета газа и приемки узлов учета газа в эксплуатацию службами режимов газоснабжения филиалов ГУП МО «Мособлгаз». Данное техническое решение согласовывается в филиале ГУП МО «Мособлгаз», к которому относится объект Заказчика (например, Подольскмежрайгаз) и ООО «Газпром межрегионгаз Москва». Затем производится непосредственно замена корректора с проведением метрологической экспертизы.

3-ий способ используется во всех остальных случаях и заключается в полной замене КУУГ с разработкой раздела УУГ рабочей документации «Техническое решение на узел учета газа» с последующим его согласованием и т.д. как указано выше в п. 2.

Так же стоит отметить, что если проектируемый КУУГ устанавливается не в посадочное место демонтируемого счетчика газа между существующими фланцами, а его монтаж требует проведения сварочных работ на газопроводе, то раздел УУГ рабочей документации «Техническое решение на узел учета газа» должен пройти экспертизу промышленной безопасности.

Особенности работы корректора подачи топлива

Корректор подачи топлива – устройство, которое способствует стабилизации работоспособности двигателя путем увеличения количества необходимого для нормального функционирования топлива, в результате снижения показателя числа оборотов. Проще говоря, основной задачей этого устройства является повышение крутящего момента пропорционально к уменьшению числа оборотов на коленчатом валу. При этом двигатель не заглохнет при увеличении на него нагрузки.

Чаще всего это устройство используется в дизельных двигателях с разделенной аппаратурой подачи топлива.

Принцип работы

Механизм корректора топлива устроен следующим образом: в результате соприкосновения роликов с элементами профиля копира, которое происходит при изменении показателей вращения коленчатого вала. Можно выбрать необходимую величину запаса крутящего момента с помощью корректировки прежнего положения роликовых элементов на копире. При этом показатель осевой длины существенно превышает величину регулируемого движения рейки топливного насоса.

Топливо подается в механизм корректора, призма и регулируемый болт фиксируются в необходимом месте с помощью контргайки. При этом торцевая часть болта должна упираться в призму. Это положение должно быть таковым при полной нагрузке на работающий двигатель. Корректор также оснащен передвижным копиром, с помощью которого можно регулировать подачу топливной смеси.

Система корректировки топлива способна реагировать на малейшие отклонение показателей оборотов – от 650 до 2100 об/мин. Важную роль играет так называемое «динамическое ограничение» хода рейки, это способствует повышению приемистости в работе двигателя. Происходит это в результате увеличения крутящего момента. Более частые случаи корректировки настроек системы помогут найти вам наиболее оптимальное соотношение мощности, динамики и показателей рациональности работы двигателя.

Регулировка корректора топлива
Регулирование устройства можно совершить с помощью винта регулировки, который находится в торцевой части. Перед этим необходимо изменить натяжение специальной пружины устройства. Это повлияет на процесс начала работы корректора. При необходимости увеличения показателя давления, в результате чего корректор начинает функционировать, регулировочный винт необходимо закручивать и одновременно увеличивать натяжение пружины.

С помощью верхнего винта можно регулировать номинальную цикловую подачу топлива. А при выкручивании этого самого винта топливоподача будет увеличиваться.

При необходимости нужно снять корректор, заранее замерьте длину выступа наконечника по отношению к заднему торцу корпуса. После установки на место восстановите величину выступа.

Преимущества и недостатки устройства

Для того чтобы корректор топлива полностью адаптировался к работе двигателя понадобится наездить около 1 тыс. км или использовать его в течении двух недель.

Преимущества применения устройства для корректировки расхода топлива:

  • снижение расхода на 10-25% для бензина, 13-25% – для дизельного топлива. К тому же снижает на 34-51% показатели токсичности и дымности отработанных газов в результате практически полного сгорания обработанного топлива;
  • защита двигателя от самых разных вредных влияний. Это: результаты воздействия топлива низкого качества на двигатель; процессы засорения форсунок; предотвращает образованию нагара в камерах сгорания, на поршнях, а также на свечах зажигания; повреждение жиклеров и форсунок.
  • повышает компрессию приблизительно на 10%, при одновременном не изменении особенностей конструкций двигателя и эксплуатационных характеристик. Происходит это в результате очищения от нагара камер цилиндров и колец поршней;
  • повышение до 30% срока работы всех без исключения деталей цилиндропоршневой группы. Такой результат достигается при снижении уровня и показателей закоксованости, а также при отсутствии залегания поршневых колец;
  • способствует стабильной и бесперебойной работе и пуску двигателя в зимнюю пору, это связано с тем, что обработанное дизельное топливо способно застывать при более низких температурах окружающей среды. При этом нет необходимости добавлять в топливо специальные добавки и прочее присадки неизвестного происхождения;
  • получение ощутимой прибавки к мощности (мало зависит от качества топлива);
  • экономия на регулярной замене свечей и чистке инжектора или карбюратора;
  • возможность использования более дешевого бензина;
  • не нуждается в каких-либо дополнительных источниках энергии.

Корректор топлива можно отличить простотой конструкции, но в тоже время никак не высокой надежностью и универсальностью. При его использовании появляется масса мелких проблем связанных напрямую с его функциональностью.

Есть также экземпляры, которые оснащены пружиной или несколькими пружинами, но такие образцы зарекомендовали себя на рынке запчастей как ненадежные и непрактичные, так как сами пружины в большинстве случаев выполнены некачественно и с неточностями.

Но и само устройство регулировки подачи топлива имеет множество недостатков, а именно:

  • аппроксимирование топливоподачи;
  • сложность в эксплуатации (от первоначальных настроек до обслуживания);
  • трудность в регулировке показателя величины крутящего момента.

Монтаж устройства можно произвести как на топливопроводе, который размещен сразу после фильтра тонкой очистки, так и спереди от карбюратора. Можно его и установить около топливного насоса высокого давления. Короче говоря там, где он не будет затруднять свободный доступ к ему самому для дальнейшей регулировки, технического обслуживания и визуальной проверки его герметичности.

Проанализировав устройство, можно сказать, что идея хорошая, но исполнение желает лучшего. Множество таких корректоров поддаются самопроизвольной доработке, в результате чего они теряют доверие у покупателей.

Ссылка на основную публикацию
×
×