Как проверить реле на работоспособность: прозвонка выводов мультиметром

igortimofeev › Блог › Как устроены автомобильные реле и как их проверить.

В качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребители тока в автомобиле, как, вентилятор, радиатора или обогрев стекла выступает реле.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит.

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ :

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ :

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться.

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Подготовка к проверке

Перед тем как приступить к диагностике, важно определиться с назначением выводов у проверяемого элемента. Для этого можно воспользоваться даташитом на прибор, то есть документацией, выпущенной производителем. В ней всегда описываются характеристики и схема устройства.

Нередко схема устройства реле представлена и на самом элементе. В этом случае управляющие контакты изображаются точками, соединёнными катушкой индуктивности, а переключающие — прямыми линиями с пунктиром, указывающими на их возможное положение. Правда, выводы для подачи питания могут рисоваться и в виде прямоугольника с выходящими из середины его боковых сторон прямыми отрезками, управляемыми, как обычный механический переключатель.

Но даже если такой схемы нет, то можно попробовать оценить контакты визуально (управляющие выводы делаются цветом немного светлее). Если реле впаяно в схему, то по плате несложно будет отследить общую шину и дорожки питания. При этом на текстолите часто подписываются контакты, а по принципиальной схеме можно будет определить их назначение.

Чтобы проверить реле тестером, можно использовать как цифровой, так и аналоговый прибор. Но из-за удобства использования предпочтение лучше отдать первому. Настройка или специальная подготовка приборов не потребуется. Единственное, на что следует обратить внимание, так это на состояние элемента питания мультиметра. В цифровом тестере на экране не должен светиться значок замены батарейки, а в аналоговом варианте при закорачивании двух измерительных проводов друг на друга стрелка должна устанавливаться напротив нуля.

Кроме тестера для проведения комплекса измерений понадобится регулируемый блок питания. Для того чтобы получить правильные результаты проверки, реле необходимо выпаять из схемы. Связанно это с возможным шунтированием её выводов как активными, так и пассивными радиоэлементами, поэтому с помощью блока питания и подаётся напряжение на выводы в автономном режиме. Проверка реле происходит в несколько этапов, при которых тестируется:

  • обмотка;
  • нормально замкнутое состояние;
  • нормально разомкнутое положение.
Читайте также:  Принцип действия и устройство автотрансформаторов: отличия от обычных трансформаторов, сфера применения

Необходимо отметить, что катушка электромеханического реле может быть защищена диодом, поэтому в зависимости от смены полярности приложенных щупов значение сопротивления может изменяться. Большое сопротивление между управляющими выводами будет соответствовать обрыву катушки или указывать на деградацию места соединения проволоки с контактным выводом.

Признаки неисправности

Перед тем как проверить реле мультиметром, следует ознакомиться с основными признаками того, что деталь вышла из строя.

  • Встречаются случаи, когда в результате выведения из строя регулятора напряжения закипает аккумуляторная батарея.
  • На приборной панели при включении зажигания не светится контрольная лампочка (однако это может быть симптомом и других видов неисправностей, например, отпал или перегорел контакт).
  • Динамические характерные особенности бытового прибора или автомобиля снижаются, особенно это ощущается, когда двигатель набирает высокие обороты.
  • После запуска индикатор аккумуляторной батареи не гаснет на приборной панели, что свидетельствует о неисправностях АКБ.
  • Индикаторы на приборной панели попросту отключаются, если обороты двигателя при работе превышают 2000 об/мин.
  • Яркость фар зависит от количества оборотов двигателя. Убедиться в этом достаточно просто – необходимо в темное время стать напротив стены и включить фары. Яркость свечения будет изменяться в зависимости от того, как сильно жать на газ.
  • Регулярно разряжается АКБ.

Эти признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, но прежде всего рекомендуется проверить именно реле-регулятор.


Существует несколько несложных способов прозвонить встроенные и съемные реле.

Разновидности мультиметров и принцип их устройства

Самые распространенные разновидности мультиметров – аналоговые и цифровые. Как они обустроены и работают, рассмотрим далее.


Одно из главных преимуществ аналогового мультиметра – невысокая цена при вполне достаточной для бытовых целей точности измерений. Тем более что в большинстве аналоговых мультиметров встроен специальный резистор для подстройки положения стрелки точно на “0”. Для регулировки используется головка резистора, похожая на шлиц винта, расположенная ниже измерительной шкалы примерно в месте крепления стрелки.

Как проверить реле в автомобиле

Для многих автовладельцев реле оказывается весьма непонятной вещью. От его неисправности может зависеть отказ различного оборудования, поэтому необходимо знать, как проверить работоспособность реле.

Чтобы понять принцип работы этого устройства, стоит почитать очень подробную статью Как работают реле в автомобиле. Если кратко: внутри корпуса реле установлен маленький электромагнит. При подаче напряжения на его контакты, он притягивает перемычку, и она замыкает контакты силовой линии – оборудование включается. Исходя из этого, существуют определенные неисправности реле, которые могут привести его отказу.

При диагностике неисправностей какого-либо оборудования, подключенного через реле, нужно проверить, работает ли оно. В современных автомобилях реле устанавливаются в монтажные блоки, поэтому будет отталкиваться от этого. Если у вас «отдельно стоящее» реле, принципы проверки такие же.

Проверяем присутствие питания на управляющих контактах

При наступлении определенных условий, необходимых для включения оборудования, запитанного через реле (например, включения фар из салона), реле должно щелкнуть. Если щелчок есть, то сразу переходим к следующему разделу статьи про силовые контакты. Если щелчка нет, нужно проверить наличие напряжения на управляющих контактах. Определить наличие напряжения можно обычной контрольной лампочкой или мультиметром. Причем мультиметр способен показать низкое напряжение, которое лампочка «не заметит».

Чтобы померить напряжение на контакте реле, в некоторых случаях достаточно слегка вытянуть его из гнезда монтажного блока и прикоснуться щупом контрольной лампы или мультиметра к одному из управляющих контактов. Второй щуп соответственно нужно прислонить к металлу кузова. Однако надежнее и легче вытащить реле полностью и вставить щуп в нужное гнездо блока.

Если ни на одном управляющем контакте напряжения нет, значит, реле не включится и скорее всего в отказе оборудования виновато не оно. Нужно искать причину, по которой ток не приходит на реле.

Чтобы магнит, находящийся внутри реле сработал, кроме «плюса», должна быть еще и «масса», то есть соединение с кузовом. Проверить ее наличие можно той же «контролькой». Один щуп лампы поставьте на плюсовую клемму аккумулятора, а второй – в «массовое» гнездо монтажного блока. Только не соединяйте данные места обычным проводом – это приведет к короткому замыканию! Лампочка или мультиметр исключат эту опасность и покажут есть ли массовое соединение в соответствующем гнезде.

Проверяем наличие напряжения на силовых контактах реле

Если реле щелкает, значит, управляющая электрическая цепь исправна, магнит срабатывает и перемычка двигается. В этом случае нужно проверить наличие напряжения на силовых контактах реле. На одном контакте напряжение есть всегда, а на втором должно появляться при включении реле. При выключенном оборудовании, подключенном через проверяемое реле, найдите силовой контакт, находящийся под напряжением. Для этого вставьте щуп контрольной лампы или мультиметра в соответствующее гнездо монтажного блока, а второй конец – к кузову автомобиля.

Если ни на одном силовом контакте напряжения нет, значит, силовая линия неисправна и реле так же ни при чем. Причины отказа силовой линии могут быть разными, но для начала стоит проверить предохранитель. Если же на одном из силовых контактов реле напряжение присутствует, то при включенном реле (реле щелкнуло, на управляющих контактах есть напряжение), напряжение должно быть и на втором силовом контакте.

Если реле включено, а напряжение есть только на одном силовом контакте, значит, ток не проходит через контактную группу реле. Происходит это, как правило, из-за обгорания контактов перемычки, замыкающей силовую электролинию. Подобное реле проще заменить новым, так как разбирать данную конструкцию и пытаться зачистить перемычку достаточно сложное и ненадежное занятие. Тем более, что стоимость большинства реле невысока.

Проверяем присутствие питания на управляющих контактах

Работоспособность транзисторов

Перед проверкой радиодетали мультиметром, не выпаивая, нужно обязательно определить, к каким из двух типов относится транзистор — полевым или биполярным. Если к первым, то можно применять следующий способ проверки:

  1. Установить прибор в режим «прозвонки», а затем использовать красный щуп, подключая его к проверяемому элементу. Другой — черный — щуп должен быть приставлен к выводу коллектора.
  2. Сразу после выполнения этих несложных действий на экране устройства появится число, которое будет обозначать пробивное напряжение. Аналогичный уровень можно будет увидеть и при проведении «прозвона» электрической цепи, заключенной между эмиттером и базой. Важно при этом не перепутать щупы: красный должен соприкасаться с базой, а черный — с эмиттером.
  3. Далее можно проверять все эти же выходы транзистора, но уже в обратном подключении: нужно будет поменять местами красный и черный щупы. Если транзистор работает хорошо, то на экране мультиметра должна быть показана цифра «1″, которая говорит о том, что сопротивление в сети является бесконечно большим.

Если транзистор является биполярным, то щупы должны меняться местами. Разумеется, цифры на экране прибора в этом случае будут обратные.


Не отличается особой сложностью и процесс проверки диодов. Сначала нужно определить сопротивление между катодом и анодом в одной последовательности, а затем, поменяв местоположение черного и красного щупов прибора, в другой. Об исправности диода будет говорить стремление отображаемого на экране числа к бесконечности в одном из этих двух случаев и нахождение его на отметке в несколько единиц — в другом.

Транзисторы биполярные

Чаще всего, сгорают в схемах транзисторы. По крайней мере у меня. Проверить их на работоспособность очень просто. Для начала, стоит прозвонить переходы База-Эмиттер и База-Коллектор. Они должны проводить ток в одном направлении, но не пускать в обратном. В зависимости от того, ПНП это транзистор или НПН, ток они будут проводить к Базе или от Базы. Для удобства, можем представить его в виде двух диодов

Так же стоит прозвонить переход Эмиттер-Коллектор. Точнее это 2 перехода. . . Ну в прочем не суть. В любом транзисторе, ток не должен проходить через них в любом направлении, пока транзистор закрыт. Если же на Базу подали напряжение, то ток протекая через переход База-Эмиттер откроет транзистор, и сопротивление перехода Эмиттер-Коллектор резко упадёт, почти до нуля. Учтите, что падение напряжения на переходах транзистора обычно не ниже 0,6В. А у сборных транзисторов (Дарлингтонов) более 1,2В. По этому некоторые «китайские» мультиметры с батарейкой в 1,5В просто не смогут их открыть. Не поленитесь/поскупитесь достать себе мультиметр с «Кроной»!

Учтите, что в некоторых современных транзисторах параллельно с цепью Коллектор-Эмиттер встроен диод. Так что стоит изучить даташит на Ваш транзистор, если Коллектор-Эмиттер звонится в одну сторону!

Читайте также:  Светодиодные лампы Osram: отзывы, преимущества и недостатки, сравнение с другими производителями

Если хотя бы одно из утверждений не подтверждается, то транзистор нерабочий. Но прежде чем заменить его, проверьте оставшиеся детали. Возможно причина в них!

У исправного полевого транзистора между всеми его выводами должно быть бесконечное сопротивление. Причем бесконечное сопротивление прибор должен показывать независимо от прикладываемого тестового напряжения. Следует заметить, что имеются некоторые исключения.

Как провести электропроводку в бане и как это сделать правильно?

Сегодня каждый может позволить себе обзавестись собственной парной на приусадебном участке или даче. Но, помимо приятных перспектив, предоставляемых баней, возникает и ряд вопросов о том, как организовывается проводка в бане своими руками. Основным камнем преткновения в этом вопросе является высокая влажность и температура в помещении, относящие его к особо опасным согласно п.1.113 ПУЭ.

При таких неблагоприятных условиях электроприборы и другие элементы электрической сети очень быстро разрушаются и выходят из строя, а диэлектрические материалы покрываются слоем проводящей влаги. Что создает значительную угрозу поражения электрическим током в аварийных ситуациях. Поэтому, чтобы выполнить прокладку электропроводки и другие электромонтажные работы в бане в соответствии с действующими нормами необходимо изучить требования ПУЭ.

В связи с тем, что некоторые помещения являются пожароопасными, а влажные помещения содержат большое количество конденсата, при прокладке проводов открытым или скрытым способом все линии должны иметь защиту из негорючего материала согласно п.2.1.42 и от влаги п.2.1.43 ПУЭ.

Нормы и правила размещения электрики в бане

Самый распространённый и простой вариант укладки электропроводки в бане — в виде отдельной линии от основного распределительного щитка. Он позволяет обеспечить безопасность для хозяев и создать отдельный контур заземления.

Укладывать электропроводку необходимо в самых неприметных местах, поэтому углы напротив дверных проёмов для неё не подходят. А также должно быть соблюдено требование относительно её укладки вблизи очагов отопления — размещать проводку рядом с печами, трубами и генераторами разрешается на расстоянии не менее 1,5 м.

Существует два основных метода, которые можно использовать для укладки электропроводки в бане с отделкой из вагонки:

  1. Скрытая. Подходит для организации электропитания в кирпичных или блочных строениях, запрещается применять в деревянных. Для этого делают проштрабленные каналы, предварительно отделанные асбестовой изоляцией.
  2. Открытая. В этом случае электрические кабеля укладывают прямо на поверхность стены, наиболее распространён в строениях из дерева.

В процессе укладки проводки необходимо соблюдать ряд правил:

  • Питание должно подаваться к источникам потребления через АВ или устройство защитного отключения (УЗО). Для обеспечения освещения в помывочном отделении или парилке обязательно подключение к сети трансформатора понижающего типа.
  • Для укладки проводки рекомендуется брать медный негорящий кабелем типа ВВГнгLS 3х2,5.
  • Установку основных элементов системы электропитания, включающей электрощиток, коробку распределения тока, центральный переключатель, можно проводить только в предбаннике.
  • Чтобы проложить электрокабель из одного помещения в соседнее, проделывают отверстие в стене. Здесь также необходимо соблюсти правила пожарной безопасности: в отверстие необходимо вставить стальную трубку размером 0,5 дюйма. Проделывать отверстие в деревянной стене разрешается только в середине звена, его ни в коем случае нельзя делать на стыках и в швах.
  • В качестве изолятора электрокабеля используют специальную пластиковую или металлическую гофру. Она позволит защитить систему от возгорания, а если произойдёт повреждение, то порода всего лишь оплавится. При установке розеток и выключателей в отверстие обязательно монтируют стальную или асбестовую пластину.
  • В процессе укладки проводки в деревянных строениях запрещается размещать электрокабель в переходные перекрытия и под пол. Монтаж системы должен производиться по открытому типу. В целях повышения безопасности разрешается снизу по стене прикрепить асбестовый материал.
  • Для соединения нескольких проводов можно использовать только клеммы, выполнять скрутки проводки недопустимо.


СИП кабель нужно вести по столбам от основного строения до бани, а перед введением в само строение проделывают специальное отверстие, в которое необходимо предварительно вставить металлическую трубу или асбестовый изолятор.

Воздушный ввод

Этот вариант считается более дешёвым в плане материальных и физических затрат. Одно то, что не нужно рыть глубокую траншею, уже экономит силы, деньги и время.

Воздушный ввод менее долговечный, потому что подвержен механическим повреждениям во время сильных порывов ветра.

Вам понадобится натянуть провод или кабель от домостроения до бани. Сразу хотелось бы предупредить, если дом расположен в одной части участка, а баня совсем в противоположном, то, скорее всего, такой вариант будет не рациональным из-за большого расстояния между ними. Провод будет подвергаться очень большим механическим нагрузкам и может разрываться под собственным весом. Не станете же вы монтировать ещё несколько дополнительных опор, это накладно и не слишком красиво для территории.

Если расстояние между домом и баней менее 20 м, то воздушный ввод вполне приемлем. В этом случае алгоритм работ будет выглядеть следующим образом:

  1. В стенах дома и бани просверлите отверстия по диаметру кабеля. В них необходимо будет вмонтировать кусок металлической трубы или специальной пластиковой гофры.
  2. Рядом с просверленными отверстиями установите кронштейны, на которых закрепите изоляторы.
  3. Между этими двумя изоляторами натяните стальной трос.
  4. К тросу при помощи пластиковых или металлических хомутов закрепите кабель. Заведите его в подготовленные отверстия. И теперь останется его подключить. В распределительном щитке, находящемся в доме, надо установить отдельный автомат для бани, к его выходящим контактам и следует подсоединить этот кабель. В банном распредщитке кабель подсоединяется к вводному общему автомату.

Как видите, электромонтаж воздушного ввода не сложный, но надо будет учесть некоторые нюансы:

  • Места, где кабель выходит из дома и входит в баню, следует герметизировать. После того, как затяните его в трубы, всё оставшееся пространство заделайте монтажной пеной либо утрамбуйте минеральной негорючей ватой.
  • Обеспечьте достаточную натяжку стального троса.

  • На пути прохождения кабеля не должно быть никаких других подсобных строений, высоких кустов или деревьев.
  • Расстояние от земли до проводника должно быть больше 3,5 м.
  • Не натягивайте кабель слишком сильно, это не струна, крепите его к стальному тросу свободно.

Самый лучший вариант – использовать для воздушного ввода провод с маркировкой СИП (самонесущий изолированный провод). У него есть некая конструктивная особенность, помимо токопроводящих алюминиевых жил под оболочкой имеется стальной трос.

То есть при использовании такого провода вам не нужно будет натягивать дополнительный трос для крепежа.

Ещё одно преимущество СИП, его изоляционная оболочка делается из материалов, которые хорошо выдерживают атмосферные осадки и солнечные лучи.

Не исключён вариант, что воздушный ввод на баню будет монтироваться от магистральной линии электропередачи. Это может быть в том случае, когда банное помещение расположено поблизости такой линии и целесообразнее тянуть ввод от неё, чем от дома. Для этого потребуется специальное разрешение и проект от энергоснабжающей организации, а также установка прибора учёта электроэнергии в банном распредщитке.


Не исключён вариант, что воздушный ввод на баню будет монтироваться от магистральной линии электропередачи. Это может быть в том случае, когда банное помещение расположено поблизости такой линии и целесообразнее тянуть ввод от неё, чем от дома. Для этого потребуется специальное разрешение и проект от энергоснабжающей организации, а также установка прибора учёта электроэнергии в банном распредщитке.

Кабель в земле

Данный вариант считается самым надежным, хотя и подходит далеко не для всех случаев. Под землей прокладывается так называемый «бронированный кабель», который представляет собой четырехжильный ВБбШв с 10-миллиметровым сечением. Несмотря на дороговизну кабеля, затраты оправдывают себя, поскольку изделие отличается высокой надежностью и прочностью за счет использования металлической оплетки, находящейся между оболочками из пластика. Благодаря таким характеристикам, кабель надежно защищен от механических повреждений, возникающих, в том числе, в результате посягательств грызунов. К тому же целостность кабеля не способна нарушить усадка земли.

Нежелательно для прокладки кабеля использовать металлические трубы, которые не только разрушаются под воздействием ржавления, но и способствуют разрушению кабеля, поскольку в них собирается конденсат. Трубы из металла можно применять лишь на участках прилегания кабеля к стене или столбу.

Ниже представлена инструкция по проведению работ:

  1. Копаем траншею глубиной не меньше 70 сантиметров. Дно засыпаем 10-сантиметровым слоем песка. Укладываем кабель. Сверху набрасываем еще 10 сантиметров песка.
  2. В здание проводим кабель через втулку, которую размещаем в заранее просверленном отверстии в стене. Втулка защитит провод во время усадки стены.
  3. Удаляем с кабеля «броню» перед вводом в электрощит. Далее подключаем жилы к автомату, создавая заземление и защиту от молнии.

Обратите внимание! При прокладке кабеля под землей необходимо выполнить действия, которые позволят избежать излишних натяжений. Для этого кабель прокладываем волнообразно — с запасом.


Можно обойтись без протягивания провода РКГМ от щита до парильного помещения. Поэтому понадобится установка возле парилки распредкоробки с уровнем защиты IP 54. От щита до распредкоробки прокладываем кабель ВВГнг-LS 3х2,5, а от распредкоробки по парилке — РКГМ 3х2,5. Кабели прокладываем открытым способом по гофрированной трубе.

Читайте также:  Лампочки для натяжных потолков: правила выбора и подключения + схемы расположения ламп на потолке

Последовательность действий по монтажу электропроводки разными способами

  1. Если был выбран воздушный метод проводки, первым делом понадобится установить на участке крепёжные детали. Чаще всего используются пластины из стали, которые с обеих сторон стягиваются шпильками. К ним следует приварить кольца для того, чтобы можно было подвесить трос. Натяжение фиксатора производится для усиления и правильного распределения уровня нагрузки.

Медные кабели крепятся на тросе, который растягивается при помощи специальных натяжителей

Для крепления кабеля можно использовать обычные пластиковые стяжки

Если выбран подземный метод электропроводки, то последовательность действий будет следующей:

  1. Первым делом выкапывается яма глубиной минимум 0,7 м, на дно которой насыпается песок слоем приблизительно 10 см.
  2. Далее прокладываются провода и засыпаются тонким слоем песка. Кабель должен размещаться в траншее волнообразно, натяжения следует исключить.

Кабель прокладывается в траншее глубиной не менее 70 см, на дне которой насыпан песок

Силовой кабель должен вводиться в здание через металлические гильзы

Если на участке нет заземляющего контура, его можно сделать, зарыв треугольную металлическую конструкцию рядом со строением

Далее производится установка электрической проводки во всех комнатах. При подведении провода к розеткам стоит помнить о том, что жилы заводятся в нижней части. Когда кабель будет проведён по всем помещениям и подсоединён к фурнитуре, понадобится подключить проводку к выключателям.

Кабель к каждой розетке должен подводиться снизу

При разводке электрокабеля от щитка следует учитывать такие моменты:

  1. Разводка электрокабеля к каждой точке должна быть выполнена неразрывным куском.
  2. Если стенки сооружены из камня или кирпича, то проводка может быть скрытой. В таком случае её можно будет замаскировать слоем сухой смеси.
  3. От распаечных коробок можно прокладывать кабель исключительно под прямым углом.
  4. Провода следует размещать в незаметном месте.
  5. Жилы проводов соединяются с помощью клеммных зажимов. Использование скруток строго запрещено.

После выполнения работ рекомендуется вызвать мастера для проверки правильности подключений. Малейшие ошибки в дальнейшем могут привести к существенным проблемам. Проверка схемы электрической проводки в бане стоит недорого.


Для подсоединения печки будут нужны провода, которые смогут выдержать повышенную температуру и немалую мощность потребления. Для этой задачи подойдёт проводка в кабельном канале. Провода ПМТК можно протягивать до распределительного короба, который размещается вне территории повышенной влажности. От короба до электрощита можно будет ввести кабель ВВГ сечением 3х2,5 мм.

Основные требования к созданию проводки в бане

Из-за наличия условий для передачи напряжения к человеку установлены особые требования к проводке в бане, поскольку рядом вода и источники воздействия на целостность проводов. Не забывайте о способности материалов к возгоранию, поскольку обычно бани создают из дерева оно может загореться в случае короткого замыкания где-то в сети.

Выделим перечень основных требований:

Вводной распределительный щиток рекомендуется монтировать в защищенной области строения – это может быть специальное место, выделенное для него, тамбур либо отделение для отдыха. Необходима установка дополнительного УЗО либо дифавтомата с чувствительностью на утечку тока менее, чем в 0,05 Ам на основе требований IP 44.

Рекомендуем использовать дополнительное заземление с помощью PE-проводника на основе высокого уровня емкости, чтобы хватило для всех потребителей. Для котла необходимо обеспечить отдельное заземление.

Если есть возможность используйте оборудование с защитой на уровне IP55, поскольку кабели, использующиеся для него обладают тремя жилами и собственным заземлением с изоляцией стойкой в температурном режиме от -40 до +130 по Цельсию.

Желательно применить неразъемную линию подачи электрического тока от щитка ко всем потребителям. Это очень удобно и возможно, поскольку баня обычно не обладает большими размерами. И это поможет избавиться от использования распределительных коробок.

Рекомендуем монтировать провода в металлорукава либо огнеупорные версии гофры. Изоляцию разрешается создавать на основе невозгораемых материалов либо с эффектом самозатухания.

Элементы проводки закрепляются с помощью различных диэлектриков, а саморезы, шурупы либо гвозди полностью исключены.

Вся информация, касающаяся безопасности электропроводки в бане содержится в ПУЭ. Потратьте немного времени и изучите правила, поскольку в них раскрываются очень важные моменты способные облегчить процесс монтирования правильной электропроводки. Ознакомьтесь с фото проводки в бане чтобы вы знали, как она выглядит в правильных примерах.

В первую очередь создается подробная схема проводки в бане с учетом специфики помещения. Для этого рекомендуем обратится к специалисту, обладающему опытом работы с подобными строениями, поскольку необходимо учитывать различные нюансы, заключающиеся в суммарной мощности и количестве потребителей электрической сети.

Внутренняя разводка

Если баня состоит из нескольких обособленных помещений, необходимо произвести монтаж проводки по всем комнатам. Учитывая повышенную пожарную опасность бани, нужно заблаговременно защитить проводку от возможного возгорания. Для этого она должна быть уложена в специальные кабель-каналы или гофру, изготовленные из негорючих материалов.

Когда вся проводка будет разведена по комнатам, ее необходимо соединить с фурнитурой и осветительными приборами. После выполнения этой операции кабель можно подсоединять к распределительному щитку, а именно к автоматическим выключателям, УЗО и прочим важным элементам оборудования.

  1. Сохранение механических свойств, гибкости и пластичности при длительном контакте с нагретыми поверхностями и нахождении в условиях высокой влажности.
  2. Термическая стойкость изоляционного материала независимо от нагрева. В идеале провод должен выдерживать нагрузку в 400 В. При этом нагрев не оказывает видимое воздействие на оплетку кабеля. На полимерном покрытии должны отсутствовать следы деформаций, трещины и прочие повреждения.

Выбор материала кабеля

Перед тем, как приступать к монтажу электрики в бане своими руками, необходимо определиться с выбором кабеля. Согласно современным правилам, прокладывать провода из алюминия недопустимо, поэтому следует остановиться на медных проводах. Кабеля из меди обладают более долгим сроком службы, а также большей проводимостью.

Также следует обратить внимание на жесткость провода. Гибкие кабеля менее надежны, и срок службы у них короче, нежели у жестких.

Играет роль и количество жил в кабеле. Обычно для бани используют трехжильные, поскольку с ними проще обеспечить качественное и правильное заземление.

Изоляция кабеля является не менее важным критерием в выборе типа проводов, поскольку только благодаря ей можно избежать возгорания или распространения огня.

Для бани лучше всего подобрать провод с тройной или двойной изоляцией. Кремнийорганическая резина или асбест являются наиболее популярными изоляционными материалами для кабеля.

Если выбор стоит между этими двумя элементами, то лучше остановиться на первом варианте, поскольку асбестовая изоляция при перегреве может выделять токсичные вещества.

Для того, чтобы подвести электричество к бане, используется определенный тип кабеля, в зависимости от способа прокладки, однако в месте ввода в помещение он должен заменяться другим, подходящим для атмосферы бани.

Для подземного способа прокладки используется кабель ВБбШв, у него 4 жилы из меди, однако стоимость его довольно велика.

Благодаря оплетке из стали, кабель ВБбШв не боится укладки под землей, а также кротов и прочих подземных грызунов, ведь он необычайно прочен.

Для воздушного способа прокладки обычно выбирают СИП, так как он покрыт плотным полиэтиленовым слоем, что защищает его от любых воздействий, а жила его изготовлена из алюминия. Также он довольно жесткий, благодаря чему не требует установки дополнительного каркаса.

Вводить кабель в дом рекомендуется через стену, поскольку при проведении его через крышу придется столкнуться со сложностями в попытках не повредить гидро-, тепло- и пароизоляцию.

Необходимо помнить, что минимальная высота для ввода кабеля – 2,75 м. Если ваша баня не соответствует этим требованиям, то можно использовать изогнутую трубу из стали.

Она поможет держать кабель на необходимой высоте, при этом вводить его через стену в оптимальном для вас месте.

Подводя итоги, можно составить список основных требований, предъявляемых к кабелю для бани:

  1. Токопроводящая жила, состоящая из меди;
  2. Высокая жесткость;
  3. Изоляция из негорючих и качественных материалов;
  4. Наличие трех жил.


Изоляция кабеля является не менее важным критерием в выборе типа проводов, поскольку только благодаря ей можно избежать возгорания или распространения огня.

Ссылка на основную публикацию
×
×